Ученые доказали, что представления о красоте не закодированы в генах

Ученые выяснили, что ощущение прекрасного не зафиксировано генетически, а формируется индивидуально в связи с личностными переживаниями. Предложив множеству пар однояйцевых близнецов оценить привлекательность тех или иных лиц, ученые не получили существенной корреляции в их выборе.
Исследование было проведено группой американских психологов и психиатров, которые разработали систему тестов для оценивания привлекательности лиц. Близнецы, принимавшие участие в эксперименте, состояли в Австралийском близнецовом регистре. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Current Biology.

В тесте участникам предлагалось оценить 200 лиц по шкале от 1 до 7, где цифра 1 означала «крайне непривлекательное», а 7 — «крайне привлекательное». Учитывалось мнение 547 пар однояйцевых и 214 пар неидентичных близнецов. Сравнение вкусов одинаковых и различающихся генетически пар помогло ученым выявить негенетическую природу специфичности выбора.

При попарном сравнении оценки привлекательности любых двух анализируемых лиц около 48% мнений совпадали (соответственно, 52% — нет). Таким образом, гипотеза о совпадении вкусов большинства в базовых вещах (симметрии лица, его пропорциональности) подтвердилась. В то же время расхождение предпочтений более чем в половине случаев показывает, что споры друзей о том, кто из знаменитостей симпатичнее, никогда не утихнут. «Типы окружающей среды, существенные для формирования вкуса, не входят в число общих для людей из одной семьи, а являются более тонкими и индивидуальными, потенциально включающими в себя уникальные, очень личностные ощущения, а также влияние друзей и масс медиа», — уточнила лидер исследовательской группы Лаура Гермин (Laura Germine).

Ранние исследования привлекательности лиц были направлены на выявление общих, наиболее универсальных черт, которые большинство считает красивыми. Однако эта работа, по словам авторов, выводит исследования такого рода на новый уровень и «открывает дверь в изучение эволюции и строения социального мозга». Результаты исследования также интересны в контексте ранних экспериментов, в ходе которых для другой социально значимой способности — распознания идентичности лиц — была показана генетическая основа.