Все новости

Настойка морской звезды оказалась иммуномодулятором

Две группы соединений, впервые обнаруженные в морских звездах вида Choriaster granulatus, снижают содержание активных форм кислорода в активированных клетках иммунной системы мышей.

Сотрудники Тихоокеанского института биоорганической химии получили спиртовой экстракт морской звезды Choriaster granulatus и проанализировали его состав. В нем обнаружили две группы ранее неизвестных веществ из класса стероидов — гранулатозиды D и гранулатозиды E. Эксперименты с клетками мышей показали, что эти стероиды влияют на активность макрофагов — клеток иммунной системы, поглощающих бактерии и другие мелкие чужеродные объекты. Таким образом, найденные гранулатозиды имеют свойства иммуномодуляторов. Статья с их описанием опубликована в журнале Natural Product Research.

Морских звезд отловили во время 34-го рейса научно-исследовательского судна «Академик Опарин» в Южно-Китайском море. Животных измельчили и через получившуюся массу дважды пропустили этиловый спирт, который затем отфильтровали. Так получили спиртовой экстракт веществ, содержащихся в теле Choriaster granulatus. Затем спирт выпарили, а остаток растворили в воде. Состав этого раствора определили с помощью нескольких сеансов хроматографии и ядерно-магнитного резонанса.

В вытяжке из Choriaster granulatus выявили уже известные группы стероидных соединений — гранулатозиды A, B и C. Они представляют собой молекулы, в основе которых лежит несколько соединенных между собой циклов из атомов углерода. Помимо них исследователи обнаружили еще и похожие по структуре группы веществ, которые ранее не встречались. Их назвали гранулатозидами D и E. Действие найденных веществ на живые организмы проверили, используя клетки селезенки и макрофаги брюшной полости мышей.

К взвеси клеток селезенки добавляли растворы гранулатозидов D и E в различных концентрациях и через некоторое времени определяли, сильно ли снизилась интенсивность обмена веществ у них по сравнению с начальной и насколько она выше, чем при добавлении к такой же взвеси вещества, гарантированно убивающего подобные клетки.

А в макрофагах брюшной полости мышей определяли содержание активных форм кислорода (АФК) с помощью флуоресцентных красителей: интенсивность их свечения зависела от концентрации АФК. Часть макрофагов активировали, подействовав на них токсичным веществом из оболочек кишечных палочек Escherichia coli. К питательной среде, в которой находились макрофаги, добавляли растворы гранулатозидов D и E в концентрации 0,1 микромоль/л. Стоит отметить, что такая доза этих веществ в экспериментах с клетками селезенки не наносила последним вреда.

Эксперименты продемонстрировали, что только некоторые из обнаруженных веществ снижают жизнеспособность клеток селезенки мышей. А по крайней мере три гранулатозида D и E на 20 процентов снижают содержание активных форм кислорода в макрофагах, на которые подействовали токсином кишечной палочки. Аналогичного эффекта на неактивированные макрофаги гранулатозиды не оказывали. Поскольку концентрация АФК — один из показателей активности клетки, можно сделать вывод, что гранулатозиды D и E обладают свойствами иммуномодуляторов, притом в дозах, не наносящих вред макрофагам.

 Светлана Ястребова