Крымских неандертальцев заподозрили в символизме

Спорная находка маленького куска кремня с насечками оказалась предметом серьезной научной дискуссии. Антропологи увидели на нем преднамеренно нанесенные символические метки.

Международная группа ученых проанализировала предмет, ранее обнаруженный в пещере Киик-Коба в Крыму. Согласно их выводам, небольшой кусок кремня несет на себе осознанно сделанные насечки с символическим значением. В слое, где сделана находка, есть следы присутствия неандертальцев. Таким образом, вновь обнаруженный артефакт может свидетельствовать о наличии у них представлений о символах. Соответствующая статья опубликована в PLoS ONE.

Находка, о которой идет речь, — небольшой кусок кремня с мягкой меловой «рубашкой» с одной стороны. Артефакт невелик, около 3,5 сантиметра в длину и не несет на себе следов использования в быту. На нем есть 12 следов от насечек, но, как и всегда с подобными следами на палеолитических находках, долгое время оставалось спорным, были ли сделаны эти насечки преднамеренно, или же это случайные следы от орудий, которыми был сделан отщеп.

Фото: Vadim Stepanchuk et als. / PLoS ONE

Авторы новой работы изучили под микроскопом дюжину насечек и обнаружили, что все они были сделаны заостренным каменным предметом, а не образовались в ходе износа. Предмет оставлял характерные V-образные следы — чуть глубже у начала насечек и чуть менее глубокие у их окончания. Начало насечек ближе к верхней части камня, конец — ближе к нижней. Все это исключает случайный характер их появления.

Исследователи полагают, что все это свидетельствует о намеренном нанесении каких-то символов методом гравировки. Камень найден в слое IV и датируется периодом 35 486—37 026 лет назад. В том же слое ранее были найдены следы неандертальского захоронения. Следов присутствия человека современного типа в Крыму в ту пору еще не было.

В последние годы возможности неандертальцев подвергаются систематической переоценке. Не так давно были обнаружены следы созданных ими пещерных изображений, по возрасту предшествующих изображениям, оставленным Homo sapiens. Также стало известно, что неандертальцы умели варить кашу из ячменя и создавать весьма сложные орудия. Во Франции также обнаружены следы того, что, по всей видимости, является древнейшим в мире святилищем возрастом около 170 000 лет. В нем внутри круга из сталагмитов найдены следы обгоревшей кости животного. Возможно, там было нечто вроде примитивного жертвенника.