Все новости

Археолог восстановил инструменты сибирского хирурга возрастом 2,5 тыс. лет

Набор инструментов древнего хирурга периода IV—III веков до н.э. в Южной Сибири восстановили ученые Новосибирского государственного университета (НГУ). Исследователи заключили, что стандартный набор доисторического сибирского врача не только не уступал европейским аналогам, но и содержал инструменты, не зафиксированные в Европе.
С помощью своего инструментария медики успешно могли выполнять сложные операции, в том числе трепанацию черепа, говорится в сообщении пресс-службы университета.

Автор исследования, доктор исторических наук Павел Волков изучил артефакты, принадлежавшие тагарскому этносу, который обитал в VIII—III веках до нашей эры в степях Южной Сибири, на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края).

Оказалось, что в арсенале хирурга конца первого тысячелетия до нашей эры был оперативный нож для резания кости, пилы, режущий инструмент, пинцеты и аналог современного скальпеля — ланцет. Большинство этих инструментов по форме и назначению схожи с инструментарием европейских хирургов этого же времени. Единственное исключение — пилы, которые не встречаются в этот период в Европе.

Ученый также обнаружил инструменты, которые могли использоваться в качестве медицинских зондов. Рабочие края орудий заглажены и сохраняют следы, характерные для инструментов, которые продолжительное время соприкасались с относительно «мягким органическим материалом».

Пинцет. Фото: пресс-служба НГУ



Медицинский зонд. Фото: пресс-служба НГУ



Найденные и описанные орудия можно считать типичным инструментарием хирурга конца последнего тысячелетия до нашей эры. «Морфология и функция орудий близка европейским. Какими путями шел обмен медицинским опытом между людьми, живущими так разрозненно, — повод для более детальных археологических исследований. Но очевидно, что обитатели юга Сибири в этот период обладали сложными знаниями в хирургии, не уступающими древнеримским и древнегреческим хирургам», — заключил Павел Волков.