В Ленинградскую область вторгся особо опасный украинский клещ

Раньше его встречали только в Закарпатье.

Сотрудники Зоологического института Российской академии наук (ЗИН РАН) обнаружили вблизи поселка Курголово Кингисеппского района Ленинградской области клеща-краснотелку Neotrombicula absoluta. Представителей этого вида раньше встречали только в одном из районов Закарпатья на Украине. Этот клещ-краснотелка является близким родственником возбудителям тромбикулеза и сам, вероятно, может вызывать это заболевание. Научная статья опубликована в журнале Entomological Review.

Необычный для северо-запада России вид обнаружили в коллекциях заспиртованных членистоногих ЗИН РАН. Было известно, что конкретно эту особь в 2006 году сняли со шкурки обыкновенной бурозубки (Sorex araneus), пойманной паразитологами института недалеко от Курголово. Клеща изначально определили как Hirsutiella zachvatkini, известного в Ленинградской области с середины прошлого века. Однако когда зоологи препарировали его, определили форму различных частей тела и сделали замеры главных щетинок на теле клеща, они поняли, что экземпляр относится к другому виду — Neotrombicula absoluta. Это паукообразное обнаружили в закарпатской части Украины в 1960-е годы и с тех пор находили только там.

Таким образом, найденный в институтских коллекциях клещ-краснотелка — первый представитель своего вида, отловленный в Ленинградской области и на северо-западе европейской части России в принципе. Как и характерные для этой местности краснотелки видов Ascoschoengastia latyshevi и Hirsutiella zachvatkini, Neotrombicula absoluta относится к группе тромбикулид.

Тромбикулиды нередко служат причиной паразитарных заболеваний — тромбикулезов, или тромбидиазов. Помимо обитателей дикой природы, с которых и собирают таких клещей, они поражают также человека и домашних животных. В умеренном климате это происходит в теплое время года, в тропическом — вне зависимости от сезона. Личинки тромбикулид прикрепляются к голове или конечностям жертвы. Часто их «мишенью» выступают уши, ноздри, губы и анальное отверстие. Прикрепившись, личинки клещей с помощью ферментов слюны проделывают отверстия в коже рядом с волосяными луковицами и несколько дней находятся около них, питаясь клетками кожи. В местах их скопления появляются зудящие красные точки и бляшки — пустулы.

Хотя случаев тромбикулеза, вызванных Neotrombicula absoluta, пока не зарегистрировано, это не означает, что они полностью безвредны. Как видно из исследования петербургских зоологов, видовую принадлежность клещей — паразитов диких животных — не всегда определяют верно. Кроме того, часть членистоногих паразитологи могут пропустить в силу методики своей работы: исследуя некую территорию, они ставят ловушки в постоянных местах, а для полноты картины правильно было бы периодически перемещать их, так как близкие виды клещей могут предпочитать немного разную влажность или освещенность. Грубо говоря, одни предпочитают жить на границе леса и луга, а другие — всего на несколько десятков метров дальше от нее. Такие мелкие, но важные различия в экологии паразитических клещей не всегда учитывают. Наконец, даже если личинки Neotrombicula absoluta не паразитируют на животных и человеке, его взрослые особи могут кусать млекопитающих и со слюной передавать им простейших и бактерий, вызывающих еще более неприятные и опасные заболевания, чем тромбикулез.