Работа, проведенная американскими учеными, опубликована в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
В ряде исследований было показано, что восприятие речи в большей степени полагается на зрительный канал, нежели на слуховой. Так, при включении противоречащих друг другу аудио- и видеодорожек испытуемые чаще усваивали звук, показанный в ролике. Опираясь на эти данные, ученые исследовали эффективность визуальной поддержки обучения новым звукам.
В экспериментах принимали участие пять студентов (три юноши и две девушки), не имеющие дефектов речи. Трое из них помимо английского владели другими европейскими языками, поэтому для корректности испытаний ученые выбрали для произношения звук, который не встречается в индоевропейской языковой семье. Студентов просили произнести похожий на [ɖ] звук, однако при его произношении нужно было сместить язык немного вперед. Во время экспериментов электромагнитный артикулограф (ЭМА) записывал все движения языка. Прибор подключали к языку испытуемых с помощью пяти проводков: на кончике, в середине и корне языка, а также с двух боков. Еще один датчик фиксировался на подбородке и записывал движения челюсти, а специальные очки устанавливали систему координат для движений головы.
Практическая часть исследования состояла из трех блоков: до включения визуализации, во время и после. Каждая часть включала несколько серий по 10 произношений. Визуализация движений представляла собой 3D-модель языка, управляемую артикуляцией испытуемого. Требуемое положение определенной точки отмечалось на модели красной или оранжевой сферой, при его достижении они изменяли свой цвет на зеленый. Детали интерфейса могли варьироваться для удобства пользователя.
Для анализа данных ученые вводили параметр точности, представляющий собой долю правильных произношений из общего числа попыток. В первой фазе эксперимента все студенты показывали довольно плохие результаты, а после перехода во вторую стадию с обратной связью значительно улучшали показали. При этом после хорошей тренировки не происходило существенных изменений в точности при наступлении завершающей фазы исследования.
Дополнительно ученые проводили акустический анализ спектров. Он показал сниженный разброс вида спектра для трех испытуемых после тренировки. Это говорит о лучшей воспроизводимости звуков при каждой попытке. По мнению ученых, разработанная ими методика может применяться как при изучении иностранных языков, так и для помощи людям с речевыми нарушениями.
В ряде исследований было показано, что восприятие речи в большей степени полагается на зрительный канал, нежели на слуховой. Так, при включении противоречащих друг другу аудио- и видеодорожек испытуемые чаще усваивали звук, показанный в ролике. Опираясь на эти данные, ученые исследовали эффективность визуальной поддержки обучения новым звукам.
В экспериментах принимали участие пять студентов (три юноши и две девушки), не имеющие дефектов речи. Трое из них помимо английского владели другими европейскими языками, поэтому для корректности испытаний ученые выбрали для произношения звук, который не встречается в индоевропейской языковой семье. Студентов просили произнести похожий на [ɖ] звук, однако при его произношении нужно было сместить язык немного вперед. Во время экспериментов электромагнитный артикулограф (ЭМА) записывал все движения языка. Прибор подключали к языку испытуемых с помощью пяти проводков: на кончике, в середине и корне языка, а также с двух боков. Еще один датчик фиксировался на подбородке и записывал движения челюсти, а специальные очки устанавливали систему координат для движений головы.
Практическая часть исследования состояла из трех блоков: до включения визуализации, во время и после. Каждая часть включала несколько серий по 10 произношений. Визуализация движений представляла собой 3D-модель языка, управляемую артикуляцией испытуемого. Требуемое положение определенной точки отмечалось на модели красной или оранжевой сферой, при его достижении они изменяли свой цвет на зеленый. Детали интерфейса могли варьироваться для удобства пользователя.
Для анализа данных ученые вводили параметр точности, представляющий собой долю правильных произношений из общего числа попыток. В первой фазе эксперимента все студенты показывали довольно плохие результаты, а после перехода во вторую стадию с обратной связью значительно улучшали показали. При этом после хорошей тренировки не происходило существенных изменений в точности при наступлении завершающей фазы исследования.
Дополнительно ученые проводили акустический анализ спектров. Он показал сниженный разброс вида спектра для трех испытуемых после тренировки. Это говорит о лучшей воспроизводимости звуков при каждой попытке. По мнению ученых, разработанная ими методика может применяться как при изучении иностранных языков, так и для помощи людям с речевыми нарушениями.