Все новости

Итальянцы строили русские храмы уже в XII веке

Археологи узнали, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие церковь Рождества Богородицы во Владимирском княжестве.

Ученые из Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область). Новые данные показали, что в складывании владимиро-суздальской архитектуры большую роль сыграли мастера из Северной Италии. Об этом сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз Института археологии РАН.

Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При нем Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством, в котором шло крайне интенсивное строительство. Он же перенес так называемую Владимирскую икону Божьей Матери из Киева во владимирскую землю. Предание утверждает, что во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо: лошади встали и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. В историографии принято считать эту легенду попыткой обоснования переноса важнейшей святыни из былого центра Руси в новый, которым Андрей Боголюбский хотел сделать Владимиро-Суздальскую землю.

Согласно преданию, на месте чуда князь Андрей основал город, который стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь — прозвище Боголюбский. Там же был, примерно в 1150-х годах, построен и Храм Рождества Богородицы, игравший важную роль в складывании Северо-Восточной Руси в качестве нового центра силы в политическом ландшафте страны.

С 2015 года сотрудники Института археологии раскапывали ранее неизвестные части этой постройки, среди которых — северный портал, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый на западном и северном фасадах, имел сложные обломы.

Фото: Институт археологии РАН
Фото: Институт археологии РАН

Эти декоративные особенности оказались крайне схожими с теми, что типичны для романской архитектуры XII века в Северной Италии. На «домашний адрес» мастеров, работавших на строительстве храма, указали угловые колонны храма, поставленные по диагонали. Подобные колонны есть, например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья).

Вторым фактором, указывающим на происхождение архитекторов храма, стали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы также встречаются в итальянских храмах, например в базилике Сан-Микеле в Павии.

Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии — Ломбардии и Эмилии-Романья. Сопоставление с другими памятниками белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси приводит к заключению, что Боголюбово строили две группы резчиков. Первая группа — старые мастера князя Юрия Долгорукого, построившие также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, а вторая — мастера из Северной Италии. Последние принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

Раскопки 2018 года помогли более точно представить очертания древнего храма. Археологи открыли ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной апсиды тройного алтаря, где обнаружили новые детали, указывающие на сложную архитектуру комплекса. Ученые нашли резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями», в переходе от северного фасада к боковому полукружию алтаря. В результате возникает целая «мелодия» белокаменных частей, объединенных общим стилем. В центральной части алтаря храма была открыта другая «мелодия» — резной цоколь, который перебивают основания тонких колонок.

Археологи отмечают, что по окончании раскопок шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Как они полагают, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей белокаменного храма и прилегающих построек и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому сыреющих. Впрочем, отмечают они, это уже работы бо́льшего масштаба, требующие административной и финансовой поддержки государства.