Российские археологи обнаружили в Эквадоре необычные захоронения

Исследователи из Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, Дальневосточного федерального университета, Университета Тохоку (Япония) и Приморского политехнического университета (Эквадор) ведут проект по изучению одной из древнейших культур (3500—1800 гг. до н.э.) — вальдивии — в Эквадоре.
О результатах экспедиции сообщает пресс-служба Сибирского отделения РАН.

По словам ученых, обнаруженные погребения относятся к переходу от докерамической культуры к керамической. «В данный момент мы ждем серию радиоуглеродных датировок, чтобы понять, когда именно этот переход случился», — сообщает один из руководителей экспедиции, доктор исторических наук Андрей Табарев.

Обнаруженные погребения отличаются по обряду захоронения. «Одно — первичное: человек в него был помещен полностью, целиком, однако в очень странной позе. Как будто сидел, а затем так и упал на спину. Местные археологи пытались объяснить это таким образом: возможно, тело связали и зарыли, а потом уже в земле веревки истлели, и оно развалилось. Мы же считаем, что положение намеренное — очень уж аккуратно выполнено, тем более, грунты там плотные, — объясняет Андрей Табарев. — Второе погребение — вторичное: тело умершего какое-то время экспонируется, либо лежит в муравейнике, и его объедают термиты, а останки собираются и выкладываются в могилу. Полностью отсутствует позвоночник, часть ребер, одна рука. Но мы нашли ярко-рыжий кусочек охры — ею выкрасили берцовые кости перед тем, как захоронить останки».

Как отмечают ученые, у первого погребенного сохранились зубы. Судя по ним, мужчине было лет тридцать-сорок — предельный возраст для того времени. Один зуб и фаланги пальцев обоих скелетов сейчас находятся в Японии в Университете Тохоку, и исследователи надеются получить генетический материал, что для вальдивии будет сделано впервые.

Помимо захоронений ученые обнаружили следы от жилищных конструкций вальдивии, некоторые предметы быта, раннюю керамику и эмблемы вальдивии — каменные фигурки. «Мы нашли самую большую каменную фигурку, когда-либо обнаруженную», — отмечает Андрей Табарев.

Находки помогут ученым ответить на множество вопросов, которые касаются характера заселения континента, происхождения местного населения, древних культур. Возможно, эти захоронения способны дать еще больше информации. «У нас есть ощущение, что этими двумя траншеями мы зацепили часть большого погребального комплекса», — говорит Андрей Табарев.

В следующем году археологи намерены заняться поисками других погребений, а также признаками среднего и позднего этапов развития культуры вальдивия.