Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова и Казанского федерального университета изучили последствия глобального потепления для эрозии почв сельскохозяйственных земель в европейской части России. Оказалось, что в лесной зоне она заметно ослабела, в то время как в степной — напротив, выросла. Причина этого — в уменьшении разовых, пиковых стоков вод в лесах и их увеличение в степях. Соответствующая статья опубликована в Land Degradation & Development.
Авторы новой работы с помощью моделирования на основе большого объема регулярно собираемых данных оценили изменения в скорости эрозии почв на Восточноевропейской равнине. В европейской части России она в основном определяется водной эрозией, которая напрямую зависит от глобального потепления.
Исследователям удалось показать, что водная эрозия в лесной зоне Восточноевропейской равнины в 1980—2012 годах резко упала — с 7,3 тонны потерянной почвы на гектар в год до 4,1 тонны на гектар в год. Хотя частично за снижение эрозии отвечало запустение бывших сельхозземель (возделываемые земли в России пашут, а после пахоты они сильно уязвимы для эрозии), в большей степени этому падению способствовало глобальное потепление. Из-за него резко уменьшились пики водности весной. Дело в том, что весеннее таяние снегов стало заметно менее масштабным событием. В 1980 году оттепели среди зимы были редкостью, а в 2012 году — едва ли не нормой. В оттепели снег подтаивал, поэтому его скопление к началу весны стало куда меньше, чем было в прошлом.
В степной зоне скорость водной эрозии несколько возросла — с 3,9 тонны до 4,6 тонны почвы на гектар. Парадоксально, но здесь тоже причина была целиком в последствиях глобального потепления. Чем выше температура на планете, тем выше испаряемость и, соответственно, больше осадков. Рост осадков в степи часто происходит в виде сильных летних ливней, смывающих часть почвы.
В то же время общий вектор эволюции водной эрозии стоит назвать скорее положительным: в лесной зоне она замедлилась больше, чем выросла в степной. Суммарное снижение потерь почвы от эрозии в 1980—2012 годах составило 46 процентов — весьма заметная величина. С учетом того, что Восточноевропейская равнина занимает 3,5 миллиона километров, улучшение ситуации с эрозией на ней является достаточно значимым событием, которое заметно повлияет на экологическое состояние обширной области географической Европы.
О том, к чем может привести изменение климата в северной части Баренцева моря, см. в нашей статье «Натиск с запада».