Ученые из Новосибирска представили проект «коллайдера будущего» для ЦЕРН

Новосибирские специалисты Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН подготовили проект перспективного ускорителя. Будущий коллайдер построят в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН). По словам разработчиков, ускоритель будет примерно втрое больше Большого адронного коллайдера (БАК).
Проект новосибирских ученых, о котором сообщает ТАСС, коллеги из ЦЕРН сочли более перспективным, чем их собственный. Окончательную концепцию новой программы ученые планируют представить к 2018 году.

«Как только на БАК был открыт бозон Хиггса, в ЦЕРН сразу стали задумываться о том, какие перспективные установки нужны. После ряда обсуждений в 2014 году стартовала новая программа. Это очень амбициозный проект: если у БАК периметр составляет 30 км, то следующие коллайдеры будут иметь окружность 100 км. Такой большой установки в истории Земли еще не было», — говорит заместитель директора ИЯФ по научной работе Евгений Левичев.

Специалисты ИЯФ, которые активно участвовали в создании БАК и экспериментах на нем, также включились в работу над новым ускорителем, получившим название FCC (Future Circular Colliders). Российские ученые предложили собственный проект новой установки, который их коллеги из ЦЕРН взяли за основу.

«У нас есть проект собственной установки, который реализуется в нашем институте, — «супер чарм-тау фабрики». В нем применен новаторский метод встречи пучков частиц. Суть в том, что он позволяет увеличить производительность коллайдера примерно в 100 раз по сравнению с традиционными показателями. Мы досконально изучили этот эффект, после чего пришла идея его применения в такой большой машине», — добавляет Евгений Левичев.

Как сообщают разработчики, концепция нового коллайдера предполагает создание целого комплекса ускорительных колец, которые будут предназначены для изучения свойств бозона Хиггса. В перспективе, когда он заработает в полную силу, их будут использовать для экспериментов в той области физики частиц, которая ранее была недоступна ученым из-за недостаточной производительности существующих установок.

На данный момент БАК является самой крупной исследовательской установкой. Наиболее известным достижением, сделанным с помощью ускорителя, стало обнаружение на нем бозона Хиггса. Это открытие принесло бельгийскому ученому Франсуа Энглеру и британскому профессору Питеру Хиггсу в 2013 году Нобелевскую премию по физике.