Ученые разработали лазерное нанесение в 1000 раз тоньше человеческого волоса

Российские специалисты разработали механизм лазерного нанесения структур с разрешением в 1000 раз меньше диаметра человеческого волоса. Технология позволит делать недорогую и сверхточную наногравировку по стеклу.
Наногравировка необходима для создания сверхточных схем в микрофлюидике: по созданным в стекле или пластике каналам может течь рабочая жидкость, соединяя различные части схемы. Новый метод ученых из МФТИ, МГУ, ИХФ им. Семенова и ИПХФ позволит создавать на поверхности стекла структуры с разрешением менее 100 нанометров, сообщает пресс-служба МФТИ. Работа исследователей опубликована в журнале ACS Applied Materials& Interfaces.

Технология, разработанная российскими учеными, заключается в следующем. Сначала поверхность стекла облучается фемтосекундным лазером, излучение которого фокусируется с помощью стеклянной микросферы и оптической ловушки в нужную точку стекла. В этих местах на его поверхности образуются широкие бугорки, которые после обработки стекла щелочным раствором превращаются уже в ямки с меньшими размерами и более четкими контурами.

Разрешение или минимальный размер наносимой детали — ключевой параметр любого метода гравировки. Чем оно выше, тем более сложные и точные структуры можно создавать и тем интереснее эти структуры для технологии. Авторам работы удалось достичь хорошего разрешения - около 100 нанометров.

Минимальная ширина кратера, полученного с помощью фокусировки фемтосекундного лазерного излучения, была равна 70 нм, а для демонстрации возможностей метода на стекло была нанесена аббревиатура Института химической физики (ICP). Средняя ширина каждой буквы составляла 100 нм, глубина — 20 нм.