Российские ученые придумали новый способ диагностики рака кишечника

Российские исследователи из Московского физико-технического института, Института молекулярной биологии, Института биоорганической химии и других научных центров разработали новый способ диагностики рака кишечника. Ученые создали биочип, который диагностирует болезнь.
Рак кишечника занимает третье место по частоте среди злокачественных новообразований, и на первых стадиях болезнь протекает с минимальными симптомами. Пятилетняя выживаемость пациентов с этим заболеванием до сих пор не превышает 36%.

Современные методы диагностики рака кишечника несовершенны. Анализы, проводимые «в пробирке», обладают низкой специфичностью, а инвазивные методы травматичны и часто не годятся для ранней диагностики, поскольку не охватывают полную картину развития болезни.

Ученые предложили диагностировать рак сразу по множеству различных онкомаркеров. Также они решили отслеживать рак с помощью гликанов — биологических полимеров, к которым относятся, например, крахмал, хитин и целлюлоза. У раковых клеток гликаны особые — организм вырабатывает против них определенный тип антител, и болезнь можно отслеживать по содержанию этих антител в крови пациента.

В качестве основного диагностического средства ученые выбрали микрочипы — плоские пластинки с нанесенными на них биологическими молекулами.

Исследователи создали прототип тест-системы и опробовали ее на пациентах: диагноз рака кишечника удалось верно предсказать в 95% случаев против 79%, определяемых традиционным методом. Чувствительность составила 87% против 21%, то есть из 100 пациентов с раком кишечника новый тест выявит 87 заболевших, а старые методы — только 21.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Medicine. Детали работы приводит пресс-служба МФТИ.

Недавно самарские ученые разработали еще один метод ранней диагностики рака. В его основе — съемка гиперспектральной камерой, снимающей в нескольких диапазонах.