Сонные самцы мух не хотят секса

Биологи из США и Китая изучили, от чего зависит выбор между сном и сексом у мух дрозофил, и выяснили, что самцы плодовых мушек менее сексуально активны, если не выспались.

Ученые исследовали, как выбор того или иного поведения зависит не от внешних условий, а внутреннего состояния живого организма. Плодовая мушка Drosophila melanogaster — очень распространенное модельное животное, которое часто используют в экспериментах. Механизмы регуляции сна и размножения этого насекомого уже неплохо изучены, и на ее примере ученые исследовали, как эти два вида поведения — секс и сон — влияют друг на друга и конкурируют друг с другом.

В ходе эксперимента для привлечения внимания самцов и стимуляции полового поведения ученые использовали обезглавленные тела девственных самок, помещенные в камеры, по соседству с которыми находились испытуемые самцы. Мужских особей перед экспериментом лишали возможности поспать, а после оценки их реакции на самку препарировали и анализировали состав их «мозга».

Исследование показало, что самцы, которых подвергли депривации сна, слабо реагировали на самок. Анализ нервных тканей показал, что деятельность нейронов, которые контролируют половое поведение (P1), взаимосвязана с теми, которые контролируют сон (DN1). При депривации сна активность P1 падает. В то же время нейроны P1 понижают активность DN1. Это значит, что самец дрозофилы, который находится в состоянии полового возбуждения, не будет спать, так как структуры его мозга, которые «запускают сон», подавлены.

«Обратный» эксперимент, в котором самок и самцов поменяли местами, показал, что самки, выспались они или нет, демонстрируют одинаково активное половое поведение.

Авторы исследования считают, что их результаты помогут в изучении механизмов взаимосвязи сна и полового поведения и у более сложных организмов, например у человека.

Исследование описано в журнале Nature Communications.

Ранее ученые выяснили, почему сытых дрозофил клонит ко сну.