Атеисты считают атеистов более аморальными, чем верующих

Исследование международной команды ученых показало, что даже атеисты считают других атеистов примерно вдвое более аморальными, чем верующих.

Ученые провели исследование, чтобы выяснить, насколько в сознании людей представления о морали связаны с религиозностью. Для этого они протестировали 3300 человек из 13 стран. Ученые выбрали страны, в которых придерживаются всех мировых религий и которые очень отличаются друг от друга по степени религиозности, например Финляндия, США, Индия, Китай, ОАЭ и другие.

Участников исследования опрашивали, чтобы узнать, кого те считают более аморальными — верующих или атеистов. Чтобы выявить интуитивные, а не сознательные предубеждения, ученые разработали методику с использованием ошибки конъюнкции — когнитивного искажения, при котором совместные события кажутся более правдоподобными, чем одиночные, хотя это и противоречит теории вероятностей.

Участникам описывали человека, который в детстве мучил животных, а став взрослым, изувечил и убил пятерых бездомных. После этого половина участников должна была ответить, кем был этот человек, выбрав из двух вариантов: 1) учитель и 2) учитель-атеист. Другая половина испытуемых должна была выбрать между «учителем» и «верующим учителем».

Оказалось, что в среднем учителя-атеиста выбирают вдвое чаще, чем учителя-верующего. К удивлению ученых, выбор не зависел от веры в бога самого испытуемого — атеисты так же часто считали злодеем учителя-атеиста, как и верующие. Эффект по странам почти не отличался: даже в Финляндии и Новой Зеландии — самых секуляризованных странах из тринадцати — атеисты в тесте указывали на атеиста.

Как считают ученые, несмотря на то что основы нравственности имеют биологическую природу и не зависят от религии, в обществе все еще укоренено представление о том, что нравственность подразумевает веру в бога.

Исследование описано в журнале Nature.

Ранее американские психологи выяснили, что от религиозных взглядов не зависит и догматичность человека, и его способность признавать ошибочность своих взглядов. Читайте об этом на «Чердаке».