«Семена» с гепатоцитами прижились в печени

Исследователи из Массачусетского технологического института, Университета Рокфеллера и Бостонского университета создали «семена» с гепатоцитами (клетками печени), способными самостоятельно расти и выполнять функции органа.

Ученые создали микрокомплексы, которые содержат три типа клеток — гепатоциды, клетки соединительной ткани фибробласты и корды эндотелиальных клеток, встроенных в толщу белкового биоразлагаемого геля.

При введении геля в брюшную полость мышей у них наблюдалась активная регенерация печени, формирование кровеносных сосудов, а также рост гепатоцитов и увеличение размера имплантированных «семян» в 50 раз за счет регенеративных сигналов. Эти сигналы включают факторы роста, ферменты и молекулы, которые естественным путем появляются при поражении печени. Таким образом, искусственные клетки в «семенах» подключались к кровотоку и «проросли» — начинали выполнять обычные функции печени: регуляцию обмена веществ, обезвреживание токсинов и производство желчи.

«Эта технология может помочь миллионам людей, страдающих хронической печеночной недостаточностью, которым противопоказана трансплантация. Нормализация функций печени с помощью искусственно выращенного органа — идея, на которую мы возлагаем большие надежды», — говорит профессор Сангита Бхатиа.

Новая разработка основывается на результатах предыдущих исследований лаборатории профессора Бхатиа, проведенных еще в 2011 году. Тогда исследователи столкнулись с трудностью: имплантируемые «семена» были неспособны перенести более 1 млн гепатоцидов, в то время как здоровая печень состоит из 100 млрд. По оценкам ученых, им не хватало 10—30% от этого числа, чтобы искусственная печень могла качественно функционировать и помочь пациентам с печеночной недостаточностью.

Печеночная недостаточность — это патологическое состояние организма, которое характеризуется поражением клеток печени и нарушением ее работоспособности. К печеночной недостаточности могут привести многие заболевания, включая цирроз и гепатит. Число запросов на трансплантацию существенно превышает возможности предоставления донорских органов. Согласно данным ученых, в США более 17 000 человек, страдающих печеночной недостаточностью, на данный момент находятся в листе ожидания на получение печени. Изобретение ученых открывает новые возможности и дает надежду, что в скором времени у врачей и пациентов появится альтернативный способ лечения.

Статья опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Ранее ученым удалось похожим образом вылечить больные лапы мышей, перепрограммировав их фибропласты в сосудистые клетки.