Секвенирование генома апостасии прояснило эволюцию всех орхидных

Полное секвенирование генома орхидеи рода апостасия и сравнение его с генетическими данными других видов того же семейства дало возможность разобраться с происхождением и эволюцией всех орхидных.

Международная команда ученых представила результаты секвенирования генома орхидеи Apostasia shenzhenica, самоопыляющегося вида орхидей, произрастающего на юге Китая. Результаты исследования проясняют некоторые важные моменты происхождения и эволюции большого и распространенного семейства орхидных.

К выводам удалось прийти в результате сравнения полученного генома A.shenzhenica, секвенированного впервые, с данными по еще двум видам того же подсемейства. Кроме того, ученые описали транскриптом — набор РНК-молекул, контролирующих экспрессию генов, — еще трех подсемейств орхидных.

Для орхидеи A.shenzhenica показано присутствие полногеномной дупликации, то есть дублирования генов, — этот признак объединяет все орхидеи и возник незадолго до их расхождения по отдельным видам. Сравнение с другими видами позволило выделить генетические механизмы, ответственные за особые свойства орхидей. Это, например, присутствие лабеллума (губы) — части околоцветника, образованного из нескольких сросшихся лепестков или чашелистников. Такое специфическое строение цветка очень эффективно для привлечения насекомых.

Другой пример — это репродуктивная система орхидей, в которой в отличие от других растений нет отдельно тычинок и пестиков — они объединены в единую структуру, а вместо отдельных зерен пыльцы присутствует поллиний, структуры из множества склеенных между собой зерен. И, наконец, эпифитизм — способность орхидеи произрастать на другом растении.

Статья опубликована в журнале Nature.

Евгения Береснева