Все новости

«Энергия» начала проектирование модуля для посадки на Луну

Вероятно, пилотируемый полет российских космонавтов туда состоится в 2030-х.

РКК «Энергия» опубликовала годовой отчет за 2017 год, кратко описывающий деятельность организации за этот период. Среди необычных мест отчета — первое упоминание о начале работ над лунным взлетно-посадочным комплексом. Такая система нужна только при высадке человека на Луну. Ранее указывалось, что подобный десант станет возможным около 2031 года. Это подтверждает сведения об ориентации российской пилотируемой космонавтики на Луну при отказе от полетов на Марс в обозримом будущем. Таким образом, российская космическая программа в области пилотируемой космонавтики радикально отличается от планов SpaceX, которая в прошлом году опередила нашу страну по количеству успешных космических запусков.

Согласно отчету, в 2017 году в корпорации начались работы по формированию технического облика лунного взлетно-посадочного комплекса. Доставить его на окололунную орбиту планируется с помощью ракеты сверхтяжелого класса, первый полет которой, как уже писал «Чердак», намечен на 2028 год. Однако в новом отчете не указано, когда именно с его помощью планируется высадка человека на Луну. Ранее гендиректор корпорации Владимир Солнцев утверждал, что на поверхность Луны российские космонавты высадятся в 2031 году. По всей видимости, к этому же времени намечена и полная готовность модуля.

Технический облик нового взлетно-посадочного комплекса в отчете не обозначен, но его достаточно просто предсказать, исходя из специфики ранее созданных в нашей стране аппаратов, способных сесть на Луну. Практически любая мыслимая конструкция такого рода должна будет садиться «на хвост», тормозя двигателями и затем касаясь поверхности легкими посадочными опорами-«ногами», на манер советских лунных модулей сорокалетней давности или первых ступеней современных ракет Falcon. Ключевым вопросом, который предстоит решить проектировщикам, будет выбор конкретного топлива и двигателей для такого взлетно-посадочного комплекса.

В то же самое время в отчете нет никаких конкретных деталей по разработкам для пилотируемых полетов к Марсу. Это вполне согласуется с ранее высказанной позицией ряда деятелей отечественной космической отрасли, согласно которым такие полеты в ближайшие десятилетия невозможны. В 2017 году генеральный конструктор «Энергии», например, заявлял: «По моему мнению, они будут реальны не в 20-х и даже не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны».

Такая позиция радикально расходится с той, которую занимает сегодняшний лидер по числу успешных космических запусков — компания SpaceX. Там утверждают, что смогут осуществить пилотируемую экспедицию на Марс в 2020-х годах — либо своими силами, либо с привлечением финансовой помощи американского государства. Хотя целый ряд западных отраслевых обозревателей сомневаются в том, что SpaceX удастся сделать это именно в 2020-х годах, многие из них уверены, что к 2030-м годам проект может стать реальностью. По состоянию на сегодня SpaceX уже начала производство отдельных компонентов ракеты BFR, которую предполагает использовать в пилотируемой межпланетной экспедиции. Если проект увенчается успехом, российская пилотируемая космонавтика окажется в своеобразном положении. В то время как она будет повторять американские достижения 1960-х годов — только уже в 2030-х, — ее основной конкурент может отправиться на другую планету.