Все новости

Ученые определили готовность российских выпускников переезжать ради учебы

Единый экзамен не окончательно уравнял доступность вузов страны для абитуриентов: стоимость проживания на новом месте по-прежнему играет значительную роль в выборе мест учебы.

Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проверили свои предположения о том, какие основные факторы в последнее десятилетие влияли на образовательную мобильность абитуриентов — миграции молодых людей в другой регион ради получения высшего образования. Такими факторами были в первую очередь разница между прожиточным минимумом в регионах школы и высшего учебного заведения, средний размер заработной платы в том субъекте федерации, где расположен привлекательный для выпускника вуз, а также результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). Научная статья опубликована в Journal of Further and Higher Education.

Россия — государство, где разница в уровне жизни между отдельно взятыми регионами велика. Это накладывало отпечаток на образование выходцев из более бедных субъектов федерации. Им было сложнее поступить в престижные вузы, так как те расположены в более богатых городах и областях, и одна лишь поездка в другой регион, чтобы подать документы и сдать экзамены, для семей многих абитуриентов была слишком затратна, потому многие из них даже не предпринимали подобных попыток.

В последние десятилетия шансы абитуриентов получить хорошее высшее образование попытались уравнять введением ЕГЭ. Если раньше каждая академия, институт и университет проводили для будущих студентов собственные экзамены, часто не совпадающие по формату с экзаменами по тому же предмету в других вузах, то с появлением единого госэкзамена это различие исчезло. Высшие учебные заведения России стали принимать абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, где сложность всех вариантов одинакова, формат унифицирован, а большую часть оценивания проводит автоматическая система. А поскольку результаты ЕГЭ можно отправить в приемную комиссию любого вуза в электронном виде, отпадает необходимость лично приезжать на несколько дней для сдачи вступительных испытаний и тратить на это время и деньги.

Кроме уровня школьного образования, которое отражают результаты ЕГЭ, на решение абитуриента переехать влияют и социально-экономические авторы. Авторы предположили, что этих факторов как минимум четыре:

  • уровень образования родителей бывшего школьника и уровень их доходов;
  • разница между средней заработной платой между регионами, где расположены школа и желаемый вуз (чем выше она во втором регионе, тем сильнее он «манит» абитуриентов);
  • различие в стоимости проживания в этих регионах (желающих переехать в «дорогой» субъект федерации меньше);
  • количество высших учебных заведений в потенциальном для переезда регионе (чем их больше, тем привлекательнее миграция туда).

Чтобы проверить свои гипотезы, авторы исследования в 2011 году дали 3827 девятиклассникам и их родителям из 42 субъектов федерации заполнить анкеты о доходе семьи и уровне образования ее членов, а через два года — поинтересовались у школьников, уже ставших одиннадцатиклассниками, в какой вуз они собираются поступать. Еще год спустя, в 2014-м, исследуемым звонили и спрашивали, куда они в итоге поступили, а также узнавали, сколько баллов они получили за ЕГЭ по русскому языку и математике — эти экзамены нужно сдавать для поступления практически на любую специальность. На этой стадии исследования осталось 1169 респондентов.

Выяснилось, что из перечисленных факторов на образовательную мобильность абитуриентов влияют в первую очередь (статистическая значимость фактора была p<0.01) разница между средним доходом семьи в «домашнем» регионе и регионе вуза и различие между прожиточными минимумами там же. Оказались важны и баллы за ЕГЭ — по крайней мере, по русскому языку. Чем лучше человек сдавал этот экзамен, тем больше была вероятность, что он попробует поступить в высшее учебное заведение другого субъекта федерации. Кроме того, мальчики оказались мобильнее девочек.

Важно отметить, что 96 процентов опрошенных учились на очных отделениях, то есть большую часть времени они отводили занятиям и не могли работать. Значимость социально-экономического положения семьи абитуриента (т.е. наличие высшего образования у родителей и уровень семейного дохода) и разнообразие вузов в выбранном регионе играли роль далеко не всегда.

Авторы объясняют полученные результаты следующим образом. Результаты ЕГЭ добавляют решимости для переезда в другой регион, но никак не влияют на финансовое положение абитуриента. А поступив в вуз, он вынужден первое время существовать за счет родителей, поскольку государственная стипендия не покрывает минимальные расходы на проживание. Соответственно, чтобы повысить образовательную мобильность при переходе от среднего образования к высшему, необходимо больше программ финансовой поддержки студентов.

 Светлана Ястребова