Все новости

Ученые проверили здоровье российской нации за последние 36 лет

Оказалось, что главная угроза жизни граждан нашей страны — особенности их собственного поведения.

Международный коллектив исследователей, основу которого составили сотрудники ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» и ряда других российских учреждений здравоохранения, собрали данные о том, как менялась смертность россиян и ее причины с 1980 по 2016 год. Исследование проводили в рамках проекта «Глобальное бремя болезней» (Global Burden of Disease Study). Ученые выяснили, что, хотя смертность от ряда незаразных болезней в России за эти 36 лет снизилась, общая продолжительность жизни все еще низка — главным образом из-за массового злоупотребления алкоголем и приема наркотиков. Научная статья опубликована в журнале The Lancet.

Исследователи определяли смертность граждан России в 1980—2016 годах на основании данных из базы научных публикаций Pubmed. Они отбирали статьи, добавленные в базу до 1 сентября 2017 года и содержащие слова «Russia» (Россия), «burden» (бремя, в данном случае бремя болезней), «mortality» (смертность) и «health» (здоровье либо здравоохранение). В этих статьях они искали упоминания смертности жителей всей страны или отдельных ее регионов от болезней и несчастных случаев, связанных с алкоголизмом, туберкулеза и других причин. Также авторы использовали данные, собранные Федеральной службой государственной статистики (на русском языке).

На основании всей собранной информации ученые определили среднее число лет, которые человек мог прожить, если бы не заболел, и количество утраченных лет жизни с поправкой на нетрудоспособность (этот параметр позволяет одновременно оценивать смертность и заболеваемость), смертность от всех причин и от каждой конкретной в отдельности (список причин содержал 264 пункта). Все эти параметры вычисляли для каждого года с 1980-го по 2016-й для всего населения страны в целом и для отдельных половозрастных групп. Также их сравнивали с аналогичными показателями в различных государствах мира, в том числе в бывших советских республиках.

Оказалось, что и Россия, и другие ранее входившие в СССР государства за 36 лет прошли через несколько циклов увеличения и снижения смертности и продолжительности жизни. В 1990-м смертность резко выросла и оставалась на высоком уровне вплоть до 1995-го, а потом начала постепенно снижаться. В целом с 1980 года общая смертность россиян снизилась на 16 процентов. Продолжительность жизни граждан страны была наименьшей в 1994 году — 63 года для мужчин и женщин. К 2016 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин выросла всего на два года, однако для женщин она достигла исторического максимума — 76 лет. Столь заметная разница этого показателя у представителей двух полов в 1980-м была еще больше и составляла не 9, а 11 лет. Сокращение разрыва исследователи связывают с введением «сухого закона» в 1985 году. В последующие несколько лет рождаемость резко выросла, а смертность от состояний, связанных с алкоголизмом, снизилась.

После распада СССР алкоголь «вернул свои позиции». В современной России чрезмерное употребление спиртного по-прежнему служит одной из основных прямых и косвенных причин нетрудоспособности и преждевременной смерти. В 2016 году россияне чаще всего умирали или становились инвалидами от ишемической болезни сердца, инсульта и самоповреждения — случайного или намеренного. Риск всех этих состояний повышается у пьяниц. Те же причины снижения продолжительности жизни лидировали и в 1990-м. К середине 2010-х по сравнению с началом 1990-х выросла доля смертей от алкогольной кардиомиопатии (теперь это четвертая по распространенности причина гибели россиян) и ДТП.

За 26 лет, с 1990-го по 2016-й, на 446 процентов выросло число лет жизни, потерянных из-за ВИЧ/СПИД, и на 37 процентов — число лет жизни, потерянных из-за туберкулеза. Это весьма необычная ситуация, т.к. с развитием медицины прежде всего снижается вред от инфекционных заболеваний. С высокой вероятностью она связана с рискованным поведением россиян — их тягой к алкоголю и наркотикам. Число лет жизни, потерянных непосредственно из-за приема наркотиков, с 1990-го по 2016-й выросло на 32 процента. А учитывая, что нестерильные инъекции наркотиков — один из основных путей передачи ВИЧ, неудивительно, что и распространение этого вируса при повышении числа инъекционных наркоманов ускорилось. А туберкулез нередко распространяется среди алкоголиков.

Несмотря на серьезный вред здоровью российского общества от алкоголя и наркотиков, в целом за последние 36 лет оно улучшилось. С 2006-го по 2016-й существенно снизились смертность детей до пяти лет и частота серьезных детских заболеваний, таких как перинатальная энцефалопатия (повреждения головного мозга при внутриутробном развитии или в процессе родов). В России, а также в Казахстане и на Украине с 1990-го по 2016-й снизилось количество утраченных лет жизни с поправкой на нетрудоспособность, хотя в 1990-м оно резко выросло. Но, к сожалению, по сравнению с большинством западных стран в бывших советских республиках непропорционально много смертей и случаев потери трудоспособности до сих пор происходит по вине опасного поведения граждан — их алкогольных и наркотических зависимостей.

В числе недостатков собственной работы авторы называют такой: в России проживает огромное количество народов, и климатические, а также социально-экономические условия в отдельно взятых точках страны зачастую кардинально отличаются. Поэтому результаты исследования здоровья россиян без учета неоднородности ее территории и населения могут не отражать картину в некоторых регионах и среди представителей ряда этносов. Тем не менее в рамках этой работы российских ученых и их зарубежных коллег впервые была проведена комплексная оценка причин и факторов риска смертности и заболеваемости россиян по полам и возрастным группам за продолжительный период времени. Кроме того, авторы исследования первыми сравнили состояние здоровья населения России и соседних с ней стран.

 Светлана Ястребова