Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева, по словам главы этой организации, снова ведет проектирование необычного экранолета с возможностью посадки на воду — Бе-2500. Проект был заморожен еще в советское время, сейчас же разработчики считают его актуальным для доставки космических ракет на экватор (на экваторе скорость вращения Земли максимальна, а значит, увеличивается и скорость ракеты; грузоподъемность тоже существенно увеличивается). О происходящем пишет «Интерфакс».
Экранолетами называют летательные аппараты, способные, с одной стороны, лететь у поверхности планеты на экранном эффекте (он резко увеличивает подъемную силу на высоте до половины размаха крыла), а с другой — пригодные для полета и на больших высотах (при более интенсивной эксплуатации моторов). За счет таких способностей экранолет теоретически тратит меньше топлива в приземном режиме полета.
Согласно Юрию Грудину, главе ТАНТК, сегодня его организация возобновила эскизное проектирование Бе-2500 «Нептун», экранолета, разработки которого начались еще в конце существования СССР. Ориентировочно Бе-2500 должен иметь длину в 115 метров при размахе крыла 125 метров — это рекордные параметры для самолетов, способных к посадке на воду. Ожидаемый взлетный вес должен быть не меньше 2500 тонн, откуда и название проекта. Полезная нагрузка ожидается до тысячи тонн, дальность полета (правда, не с максимальной полезной нагрузкой) — до 16 тысяч километров, на уровне стратегических бомбардировщиков и больше, чем у современных авиалайнеров.
На экранном режиме полета у земли (или воды) экранолет сможет разгоняться до 450 километров в час, а на высоте в несколько тысяч метров — до 770 километров в час, что очень близко к максимальной скорости современных авиалайнеров. В советское время одной из целей проекта рассматривалась доставка морского десанта на большие расстояния за умеренное время. Сейчас представители ТАНТК делают упор на том, что Бе-2500 мог бы стать идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли, для «горизонтального старта». В этом отношении он, в теории, сможет заменить «Морской старт», морскую платформу для запуска ракет из экваториальных вод. На экваторе первая космическая скорость меньше, чем в высоких широтах (из-за большего расстояния до центра масс Земли), поэтому запуск в космос оттуда требует меньше затрат энергии при одинаковой полезной нагрузке. Кроме того, экранолет мог бы доставлять существующие ракеты до точки пуска на экваторе (вместо морских судов, как сейчас, что затягивает и удорожает процесс), причем непосредственно от завода-изготовителя.
Нельзя не отметить, что хотя формально экранолет с огромной грузоподъемностью может упростить доставку ракет к экватору, где их полезная нагрузка выше, на практике сегодня почти все ракеты стартуют вертикально, а для пуска с летающего носителя ракете придется стартовать горизонтально. Если же ракету просто доставлять по воздуху к плавучей морской платформе на экваторе, то это потребует ее адаптации к креплениям и грузовому отсеку экранолета. То есть без увязки разработки экранолета с новыми проектами ракет-носителей рассчитывать на его успех в этом отношении сложно. Другая проблема — огромная масса и размеры нового экранолета. Это означает, что он будет капиталоемким, а такие проекты в отечественном самолетостроении в постсоветский период традиционно финансируются государством с большой неохотой (фактически никак). Кроме того, потенциально заказчиком для такого экранолета могут быть военные, для которых важна его огромная дальность.
Александр Березин