Пересмотр систематики сотворил «ЦАРЯ» среди эукариот

А раньше его назвали бы водорослью или простейшим.

Сотрудники Института внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН совместно с коллегами из Уппсальского университета уточнили систематическое положение телонемий (Telonemia) — (клады) группы микроскопических одноклеточных эукариот, которые, по некоторым предположениям, представляют собой недостающее звено между фотосинтезирующими и гетеротрофными (т.е. неспособными самостоятельно образовывать органические вещества) организмами. Оказалось, что телонемии выступают в качестве «сестер» крупной группы эукариот, называемой SAR — Stramenopiles, Alveolata, Rhizaria. Вместе они образуют важную в эволюционном плане кладу TSAR (Telonemia + SAR), что можно прочитать как английское слово «царь». Препринт научной статьи опубликован на сервере biorXiv. Та часть работы, которую выполнили российские ученые, была поддержана грантом РНФ.

Современная систематика живых организмов существенно отличается от той, которая записана в школьных учебниках. С развитием методов секвенирования (чтения) генома организмы стали относить к тем или иным категориям на основе сходств и различий в строении их генов. Но поскольку количество генов у организмов различных видов неодинаково, а степень их отличий можно определять разными способами, определить положение конкретного таксона на «древе жизни» бывает весьма непросто. Сведения об их строении и физиологии не решают эту проблему, но часто провоцируют новые вопросы. Это верно для телонемий (Telonemia) — морских эукариот, единственная клетка организма которых несет два жгутика.

Известно всего два вида телонемий — Lateronema antarctica и Telonema subtile, и это одна из причин, почему сложно установить их систематическое положение: эти одноклеточные суммарно содержат слишком малое количество генов для сравнения их с генами остальных, самых непохожих друг на друга, организмов. Понятно только, что телонемии — древняя и своеобразная группа. Судя по строению их клеток, предки телонемий или очень похожие на них организмы представляли собой переходное звено от гетеротрофов, вынужденных питаться другими живыми организмами для получение органических веществ, к автотрофам, способным самостоятельно производить такие молекулы путем преобразования неорганических веществ (в данном случае — с помощью фотосинтеза). Для фотосинтеза необходимы специальные органеллы, которые, скорее всего, эукариоты получили, поглотив клетки способных к фотосинтезу прокариот.

Авторы новой статьи попробовали уточнить систематическое положение телонемий на основе последовательностей генов (точнее, их РНК) организмов, выловленных в Карском море. Их сравнили с 263 генами 234 видов эукариот, уже отсеквенированных в предыдущих исследованиях. На основании расхождений в генах ученые подтвердили, что телонемии действительно представляют собой отдельную группу эукариот. Но если раньше не было понятно, к каким уже существующим кладам она ближе всего, то новый анализ показал, что ближе всего они к супергруппе SAR, включающей в себя большинство водорослей, динофлагеллят (морских фотосинтезирующих одноклеточных в панцире), инфузорий (гетеротрофных одноклеточных), споровиков (к ним принадлежит и возбудитель малярии), фораминифер и радиолярий (их микроскопические раковины образуют мел и другие подобные осадочные породы), оомицет (фитофтора вызывает заболевания картофеля).

На основании полученных данных авторы статьи предлагают выделить новую мегагруппу в составе эукариот и назвать ее TSAR — Telonemia + SAR (Stramenopiles, Alveolata, Rhizaria). Ее изучение поможет пролить свет на то, как и за счет чего росло многообразие эукариот, их способностей и жизненных стратегий.