Новый краситель «покажет в прямом эфире» образование «панциря» у водорослей

Вещество на основе кумарина начинает светиться синим цветом в присутствии содержащих кремний соединений.

Исследователи из Лимнологического института Сибирского отделения РАН и Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского Сибирского отделения РАН создали новый краситель, способный послужить биоиндикатором процессов силикатизации и биосиликатизации в воде с самыми разными значениями pH (кислотно-щелочного баланса). Это позволит в реальном времени изучать данные процессы. Соответствующая статья опубликована в Dyes and Pigments.

Авторы новой работы отмечают, что целый ряд попыток изучить процесс образования кремнийсодержащих структур диатомовых водорослей ранее упирался в практические сложности, связанные с красителями. Добавление кремнийчувствительных красителей в среду с диатомовыми водорослями является самым простым методом наблюдения за процессами формирования их твердых частей. Однако все ранее известные красители подобного рода были токсичны для исследуемых организмов, а их квантовый КПД (от которого зависела сила флуоресценции после контакта с кремнийсодержащим веществом) очень мал. В итоге свечение было слабым и возникало через десятки секунд после гибели исследуемой диатомовой водоросли.

Поэтому ученые создали новый краситель на основе кумарина — N-метил-N-(3-диметиламинопропил)-7-(диэтиламино)кумарин-3-карбоксамид. Он показал довольно умеренную токсичность, его рабочие концентрации не вели к гибели диатомовых водорослей или дрожжевых клеток. Чтобы установить его избирательность, диатомовые водоросли выращивали в одной среде с дрожжами, причем краситель давал флуоресценцию синим светом только там, где находились именно диатомовые водоросли, а на клетки дрожжей не реагировал. Более того, у нового красителя оказалась также довольно высокая квантовая эффективность.

Эксперименты авторов работы показали, что их новый краситель начинает светиться синим практически мгновенно после того, как кремниевая кислота, с помощью которой идет перенос кремния по клеткам диатомовых водорослей, поступает в цитоплазму. Это указывает на большую скорость процесса, а значит, поможет биологам и биохимикам существенно продвинуться в его понимании в ходе будущих исследований.

Положительной стороной красителя является и то, что он создает синее свечение при широком спектре значений pH водного раствора, и его можно использовать для изучения процессов биосиликатизации как в соленой, так и в подкисленной воде самых разных водоемов и лабораторных сред.