Сотрудники саратовского Научно-образовательного центра «Системы искусственного интеллекта и нейротехнологии» нашли связь между параметрами электрической активности головного мозга, записанной в ходе ЭЭГ (электроэнцефалографии) во время решения задач на скорость обработки информации в центральной нервной системе, а также особенностями личности испытуемого. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.
Скорость обработки информации в ЦНС человека часто оценивают по времени его реакции при решении элементарных когнитивных задач, таких как, например, таблицы Шульте. В них нужно среди множества случайно расположенных чисел как можно быстрее последовательно указать на все, от 1 до n по возрастающей, сопоставить пары объектов
Особенности характера обычно выявляют с помощью опросников. Психологи часто рассматривают две задачи — скорость обработки информации и определение черт личности — по отдельности. Однако то, насколько быстро и эффективно человек справляется с когнитивными тестами, зависит и от того, насколько он склонен справляться с трудностями, а не бросать дело, легко ли его огорчить
Авторы новой работы решили найти соответствия между амплитудами и частотами колебаний электрического потенциала коры больших полушарий и различными чертами личности, а также скоростью реакции при решении таблиц Шульте. Чтобы найти такие соответствия, ученые записывали ЭЭГ у 33 здоровых мужчин-правшей возраста в среднем 33 ± 7 лет, пока они решали таблицы Шульте. Также авторы давали характеристику личности каждого испытуемого, после того как он заполнял несколько стандартных опросников, в частности 16-факторный опросник личности и опросник «большой пятерки».
По амплитудам волн мозговой активности на ЭЭГ, их частотам и другим характеристикам в каждой конкретной точке измерения все участники эксперимента разделились на три группы. В одной группе и во время решения таблиц, и при отдыхе между ними активность нервных клеток в одном полушарии распределялась так же, как в другом. У членов второй и третьей групп во время разных фаз эксперимента она в двух полушариях не совпадала, то есть была асимметричной. Во второй группе различия касались пространственного распределения «мозговых волн», а во второй — их амплитуды. Это означает, что на решение одних и тех же задач головной мозг у разных людей реагирует неодинаково.
Но что еще интереснее, между этими тремя группами обнаружились различия и в скорости реакции, и — согласно результатам опросников — в чертах характера. Представители первой группы находят числа в таблицах Шульте довольно медленно, зато их скорость не падает к концу выполнения задания. Они предпочитают работать поодиночке, обладают критическим умом и плохо переносят неопределенность. Мужчины из второй группы старались придумать, как упростить задание. Они тратили на решение этой проблемы некоторое количество умственных ресурсов, но в итоге справлялись с таблицами быстрее представителей первой группы и тоже не уставали. Опросники показали у них высокий уровень эмоциональной зрелости и самоконтроля. Наконец, члены третьей группы решали задания на интеллект в среднем медленнее остальных, так как они даже не пытались их упростить, плюс время работы с одним заданием у них сильно варьировало. Им, как и представителям первой группы, тоже нравилось работать одним, но степень самоконтроля у них была низка.
Таким образом, российские исследователи получили доказательство того, что черты характера и скорость решения элементарных когнитивных задач связаны между собой, и это можно отследить по электрической активности головного мозга. Авторы исследования предполагают, что их открытие поможет развитию систем искусственного интеллекта, способных автоматически по показаниям ЭЭГ человека выявлять его слабые и сильные стороны в решении конкретных задач, требующих активной мыслительной деятельности.