Все новости

Женщины оказались более стойкими к одиночеству

Малое количество и глубина социальных контактов повышают встречаемость артериальной гипертензии у мужчин уже через пять лет после ее выявления, а у женщин — только через 10—15 лет.

Сотрудники Межведомственной лаборатории эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний Научно-исследовательского института терапии и профилактической медицины (Новосибирск) в ходе длительного исследования здоровья жителей Новосибирска показали, что риск артериальной гипертензии зависит в том числе от уровня близких контактов и величины индекса общественного взаимодействия. Особенно важен первый параметр: при его низких значениях люди чаще своих сверстников имеют проблемы с давлением. У мужчин эта зависимость проявляется раньше, чем у женщин. Результаты исследования авторы представили на конгрессе Европейского общества кардиологов, прошедшем в конце августа 2018-го в Мюнхене (Германия).

Данные для исследования собирали в рамках большой программы ВОЗ «MONICA-психосоциальная» (MOPSY). В 1994 году ученые опросили 1346 жителей Новосибирска (657 мужчин и 689 женщин) возрастом 25—64 года. Средний возраст мужчин-респондентов составил 44,3 года, женщин — 45,4 года. Исследователи просили участников заполнить анкеты для определения индекса общественного взаимодействия (SNI) и индекса близких контактов (ICC) у каждого из них. Индекс общественного взаимодействия показывает, насколько человек вовлечен в общение с сослуживцами, супругами, детьми, одноклассниками, друзьями, собратьями по вере и т.д. Чем он ниже, тем реже и меньше человек взаимодействует с другими. Индекс близких контактов отражает в первую очередь качество общения с членами семьи, лучшими друзьями — в целом с теми, кто может оказать наиболее сильную моральную поддержку.

В последующие 20 лет после опроса, с 1994 по 2014 год, ученые отмечали новые случаи заболевания артериальной гипертензией среди участников исследования. Связь этих случаев с индексом общественного взаимодействия и индексом близких контактов определяли с помощью регрессионной модели Кокса.

Анализ выявил, что среди жителей Новосибирска низкие значения ICC чаще встречаются у мужчин (63,9 процента случаев), чем у женщин (57,1 процента случаев). У представителей обоих полов недостаток близких социальных контактов в равной степени увеличивал риск артериальной гипертензии — в два раза по сравнению с теми, у кого были хорошие отношения с близкими.

У женщин чаще встречался более низкий индекс общественного взаимодействия (SNI), чем у мужчин. Первые пять лет после опроса риск развития артериальной гипертензии не зависел от SNI. Но затем у мужчин с небольшими его значениями он вырос в три раза по сравнению с их сверстниками с высокими SNI. У женщин сходные различия появились только через 10 лет после опроса, и с ходом времени они только продолжали расти, то есть долгие годы существования при низком уровне социальной поддержки подрывали здоровье женщин, хотя проявлялось это далеко не сразу.

Получается, что новосибирцы имеют меньше крепких близких социальных связей, чем их соотечественницы. Тем не менее качество общения и у мужчин, и у женщин, живущих в этом городе, довольно низко — по крайней мере, если верить заполненными ими анкетам. Это подрывает их здоровье: как видно из результатов исследования, низкие индексы общественного взаимодействия и уровня близких контактов в два-три раза усиливают риск одного из самых распространенных заболеваний — артериальной гипертензии.