В Стокгольме прошла церемония объявления лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине. Ими стали Джеймс Эллисон (James P. Allison) и Таску Хондзё (Tasuku Honjo) за открытие терапии рака путем снятия ограничения иммунного ответа.
BREAKING NEWS
— The Nobel Prize (@NobelPrize) 1 октября 2018 г.
The 2018 #NobelPrize in Physiology or Medicine has been awarded jointly to James P. Allison and Tasuku Honjo “for their discovery of cancer therapy by inhibition of negative immune regulation.” pic.twitter.com/gk69W1ZLNI
Джеймс Эллисон, профессор Онкологического центра им. М.Д. Андерсона Техасского университета, выделил белок CTLA-4. Его молекулы находятся на поверхности Т-клеток и способны связываться с белками CD80 и CD86 на поверхности другого компонента иммунной системы — антигенпрезентирующих клеток. Когда такое связывание происходит, антигенпрезентирующие клетки, показывающие всем остальным компонентам иммунной системы, на что реагировать, инактивируются — перестают подавать сигналы. В таком случае антиген — «знак» того объекта, на который должна была быть нацелена атака, — не вызывает активации иммунного ответа.
Профессор Киотского университета Таску Хондзё обнаружил и охарактеризовал несколько интерлейкинов, а также белок PD-1. Это рецептор, расположенный на поверхности Т-клеток. Связываясь с определенными молекулами, в частности PD-L1 на поверхности клеток опухолей, он тормозит атаку Т-лимфоцитов на клетки, несущие на себе эти самые молекулы.
Благодаря открытиям Эллисона и Хондзё стала возможной терапия рака ингибиторами контрольных точек иммунного ответа. Контрольные точки иммунного ответа — это молекулы, защищающие клетки организма от атаки со стороны собственной иммунной системы, в первую очередь от Т-лимфоцитов,
Cancer kills millions of people every year and is one of humanity’s greatest health challenges. By stimulating the ability of our immune system to attack tumour cells, this year’s #NobelPrize laureates have established an entirely new principle for cancer therapy. pic.twitter.com/6HJWsXw4bE
— The Nobel Prize (@NobelPrize) October 1, 2018
«Открытие мембранных белков CTLA4 и PD1 в конце 1990-х годов позволило разработать принципиально новые препараты для лечения рака. Эти белки, часто называемые иммунными чекпоинтами, позволяют раковой опухоли успешно обманывать клетки иммунной системы. С помощью препаратов, которые подавляют активность CTLA4 и PD1, уже научились бороться с весьма агрессивными видами опухолей легких, почек, а также меланомой. Лекарства ипилимумаб и ниволумаб уже зарегистрированы Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration, FDA) в качестве второй рекомендуемой линии терапии. Таким образом, Нобелевская премия для ученых, открывших новое направление в лечение рака, весьма ожидаема и крайне заслужена», — рассказал «Чердаку» Андрей Гаража, биоинформатик, сооснователь и директор стартапа Oncobox, занимающегося разработкой решений для таргетной терапии раковых заболеваний, эксперт акселератора AngelTurbo.
Нобелевский комитет завершил голосование в 11 часов утра по Москве. Генеральный секретарь Нобелевского комитета Томас Перлманн (Thomas Perlmann) оповестил новых лауреатов о номинациях по телефону, а в 12:30 по Москве их имена стали известны и широкой общественности.
A decision has been made. Ballots have been counted from the Nobel Assembly.
— The Nobel Prize (@NobelPrize) October 1, 2018
Hear the breaking news here first.
Photo: Yanan Li#NobelPrize pic.twitter.com/7kJhcBQKcy
Интересно, что агентство Thomson Reuters, каждый год составляющее на основе цитирования научных статей списки вероятных кандидатов на получение Нобелевской премии (и редко попадающее в цель), дало довольно точный прогноз в отношении Хондзё и Эллисона. Они оказались в числе претендентов на награду в 2016 году. Всего через два года прогноз сбылся.
Нобелевская премия по физиологии и медицине — высшая награда за научные достижения в области физиологии и медицины — ежегодно присуждается Шведской королевской академией наук в Стокгольме. Она была учреждена в соответствии с завещанием, написанным в 1895 году шведским химиком Альфредом Нобелем. Каждый лауреат получает медаль, диплом и денежное вознаграждение. Их традиционно вручают на ежегодной церемонии в Стокгольме 10 декабря — в годовщину смерти Нобеля.
Первую Нобелевскую премию по физиологии и медицине вручили в 1901 году Эмилю фон Берингу «за работу над сывороточной терапией, прежде всего за ее применение в лечении дифтерии, что открыло новые пути в медицинской науке и дало врачам победоносное оружие против болезни и смерти». С тех пор лауреатами премии стали 214 человек.
В прошлом, 2017 году, самую престижную научную премию получили Джеффри Холл (Jeffrey C. Hall), Майкл Розбаш (Michael Rosbash) и Майкл Янг (Michael W. Young) за открытие молекулярных механизмов циркадных ритмов — периодического изменения активности клеток, тканей и органов, проходящего полный цикл приблизительно за 24 часа.
Подробное объяснение сути открытия ученых и его значение для медицины читайте в нашем большом материале «Иммунный беспредел».