Японцы посадили маскота на астероид

Посадочный модуль MASCOT проработает недолго, но за это время должен передать на «Хаябусу-2» ценную научную информацию.

Аппарат MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), изготовленный в сотрудничестве аэрокосмическими агентствами Германии и Франции, успешно сел на небольшой километровый астероид Рюгу. Посадка из-за крайне слабой гравитации астероида проходила нестандартным образом — например, совсем не использовались ракетные двигатели. О происходящем сообщает аэрокосмическое агентство Германии (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt).

MASCOT отделился от «Хаябуса-2», а затем медленно спустился вниз под действием гравитации Рюгу. В момент отделения высота аппарата над поверхностью была примерно 50 метров. Падение MASCOT с такой высоты длилось 20 минут. Любая попытка использовать двигатели для посадки была бы крайне сложной: их импульс в случае небольшой ошибки в расчетах мог бы еще выше поднять аппарат над небесным телом. При этом скорость, набранная модулем в свободном падении, была очень умеренной и не могла ему повредить.

В процессе спуска MASCOT сделал два десятка снимков поверхности астероида, а кроме того, успешно замерил его магнитное поле. До сих пор оставалось не вполне ясным, могут ли такие тела его иметь, однако магнитометр аппарата зарегистрировал слабое магнитное поле. По всей видимости, оно возникло из-за бомбардировки Рюгу частицами солнечного ветра. Кроме магнитометра и камеры на борту аппарата есть инфракрасный микроскоп и радиометр. Они позволят узнать состав поверхности астероида и идущие на нем процессы.

MASCOT в отличие от двух «планетопрыгов» японского производства, ранее спущенных на астероид «Хаябусой», не имеет солнечных батарей. Поэтому, когда кончится заряд его бортовых аккумуляторов (рассчитанных на 16 часов работы), функционирование аппарата прекратится. Правда, до этого он сможет один раз подпрыгнуть над поверхностью Рюгу, чтобы опуститься в другой точке. В то же время «планетопрыги» продолжат перескакивать время от времени с места на место, исследуя астероид. В 2020 году «Хаябуса-2» вернется к Земле и сбросит (посадка всего зонда не предусмотрена конструкцией) на поверхность нашей планеты герметичную капсулу с веществом, собранным на поверхности астероида.