Анализ крови выявил половое неравенство среди змей

Возможно, самцы узорчатого полоза на территории Оренбургской области чаще несут в себе паразитов, чем самки того же вида.

Ученые из Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Института экологии Волжского бассейна РАН и Института степи УрО РАН исследовали состав крови узорчатого полоза (Elaphe dione) — редкого в России вида змей. Они выяснили, что узорчатые полозы, обитающие в заповеднике «Оренбургский», активно реагируют на изменение параметров внешней среды и особи разных полов делают это неодинаково. Научная статья опубликована в журнале «Nature Conservation Research. Заповедная наука».

Узорчатый полоз — довольно распространенная в Евразии змея, но конкретно в России представителей этого вида очень мало: на территории нашей страны находится только наиболее северная часть ареала рептилии, а в основном она живет южнее. Поэтому Elaphe dione занесен в Красную книгу той российской области, в которой он встречается, — Оренбургской. Места, где водится узорчатый полоз, нередко несут большую антропогенную нагрузку, на них постоянно ведет свою деятельность человек. Это влияет на состояние змей, в том числе на работу их иммунной системы. Поэтому авторы статьи предложили оценивать состояние особей в популяции рептилий по содержанию клеток иммунной системы, лейкоцитов, в их крови.

Змей для исследования отлавливали 11—12 июня 2017 года в заповеднике «Оренбуржский». У каждой отбирали кровь из верхнечелюстной вены, а затем отпускали. Для каждой особи (10 самцов и 8 самок) делали по три мазка крови, в которых с помощью светового микроскопа (увеличение в 1600 раз) искали и определяли относительное количество лейкоцитов шести типов: гранулоцитов — гетерофилов, базофилов, эозинофилов и агранулоцитов — азурофилов, моноцитов и лимфоцитов.

У рептилий обоих полов агранулоцитов оказалось больше, чем гранулоцитов: первые составляли в среднем 70 процентов всех лейкоцитов. Но у самцов по сравнению с самками наблюдалась более низкая доля гетерофилов и моноцитов в крови, а доля базофилов и эозинофилов — более высокая. Эта разница была статистически значимой. Повышенный по сравнению с самками процент эозинофилов в крови самцов узорчатого полоза из Оренбургского заповедника может свидетельствовать о том, что там они чаще самок подвергаются воздействию паразитов, так как количество клеток этого типа в крови растет именно при заражении паразитическими организмами.

Один из важных параметров крови — соотношение гетерофилов и лимфоцитов. Лимфоциты производят иммуноглобулины — белки, реагирующие на вполне конкретные патогены (возбудители заболеваний) и обеспечивающие специфический иммунитет. Их становится больше, если организм подвергается инфекции или сильному стрессу. Гетерофилы — часть системы неспецифического иммунитета, и их абсолютное число в крови довольно стабильно. Хотя у самцов доля гетерофилов была ниже, чем у самок, указанное соотношение у представителей двух полов статистически не различалось и не отклонялось от нормы — значений, характерных для здоровых животных. Таким образом, можно сказать, что оренбургские узорчатые полозы не испытывают сильного стресса и сопутствующей ему нагрузки на иммунную систему, они хорошо адаптированы к условиям, в которых живут. Более того, иммунитет самок и самцов этих змей работает одинаково эффективно, по крайней мере у особей, обитающих на территории заповедника «Оренбуржский».

Описанная работа — первая, в которой для оценки состояния популяции рептилий используются данные анализа соотношения различных типов клеток крови этих животных.