Третья частная новозеландская ракета успешно взлетела в космос. В следующем году Rocket Lab планирует совершить уже 12 пусков. Если они справятся, то обгонят по числу пусков Европейское космическое агентство

16 декабря новозеландская компания Rocket Lab успешно запустила ракету Electron с наноспутниками из серии ELaNa для NASA. Это уже третий пуск этой компании, которая только в этом году вышла в космос и планирует осуществить 12 запусков в 2019-м.

Electron — сверхлегкая ракета, способная доставить на околоземную орбиту до двух центнеров груза (150 кг при высоте круговой орбиты в 500 километров). По сравнению с российским «Союзом-ФГ» (выводит до семи тонн) или лидирующим по числу пусков в этом году Falcon 9 (15 тонн) новозеландская разработка выглядит очень скромно, однако стоимость пуска составляет всего шесть миллионов долларов. То есть примерно в десять раз дешевле, чем у детища Space X.

Lift-off from Rocket Lab Launch Complex 1 for the @NASA #ELaNa19 mission. Rapid and reliable launch for small satellites is here. #TheWaitIsOver pic.twitter.com/2myJsyb2GN— Rocket Lab (@RocketLab) December 16, 2018

Спутники в проекте ELaNa (Educational Launch of Nanosatellites, «Образовательный запуск наноспутников») — это студенческие экспериментальные аппараты. Один из них должен раскрыть солнечный парус и продемонстрировать возможность маневрировать на орбите под действием давления света, другой призван изучить распространение радиоволн в ионосфере, еще один оснащен двумя манипуляторами для отработки ремонтных работ.

Все задачи в проекте ELaNa не требуют «полновесных» спутников, и поэтому предыдущие аппараты этой серии запускали попутно с чем-то иным. Например, 3 и 5 декабря 2018 года ELaNa были доставлены на орбиту ракетой Falcon 9. Появление небольшой и сравнительно недорогой ракеты может, как утверждают в Rocket Lab, не ждать подходящего попутного запуска.

Инженер-стажер в NASA собирает один из наноспутников, ALBus. Этот аппарат предназначен для отработки электронных схем, рассчитанных на работу с большими токами; корпус наноспутника виден на заднем плане. NASA/ Bridget Caswell, Alcyon Technical Services

Третий за год успешный запуск стал также вторым коммерческим пуском для новозеландской компании, имеющей также ряд своих подразделений в США и активно сотрудничающей с NASA.

В 2019 году Rocket Lab планирует осуществить уже 12 пусков, из которых два будут по заказу Moon Express — фирмы, планирующей доставить свои аппараты уже не на околоземную орбиту, а к Луне. Если эти амбициозные планы удастся реализовать, то ранее малоизвестная фирма обойдет по числу запусков (но не по суммарной выведенной в космос массе) Европейское космическое агентство. Rocket Lab уже построила фабрику по производству ракет с заявленной мощностью до полусотни единиц в год, однако будет ли эта мощность востребована при наличии массы «попутных» запусков на больших ракетах-носителях, пока неясно.

Алексей Тимошенко