Эпигенетический тест определил рак шейки матки на ранней стадии лучше, чем стандартные виды диагностики. Он ориентируется на экспрессию гена EPB41L3, который сдерживает деление клеток

Новый тест на вирус папилломы человека и рак шейки матки показал высокую точность. Благодаря новому тесту снижается количество необходимых визитов к врачу и дополнительных тестирований, которые нужны, чтобы выявить угрозу рака шейки матки.
Опухоль плоскоклеточного рака шейки матки Jubal Harshaw / Shutterstock
Опухоль плоскоклеточного рака шейки матки
© Jubal Harshaw / Shutterstock

Рак шейки матки развивается во многом из-за вируса папилломы человека (ВПЧ). ВПЧ приводит к тому, что в шейке матки возникает дисплазия — на ее поверхности начинают появляться нетипичные клетки. Дисплазия, в свою очередь, чревата появлением новообразований и рака.

У дисплазии шейки матки есть три стадии развития, и врачи провели исследование, чтобы протестировать новую методику, которая должна была выявить вторую и третью ее стадии и рак, если он развился.

Имеющиеся сейчас методы тестирования основаны на исследовании мазка, в котором ищут измененные клетки, которые могут переродиться в раковые, и анализе генов, который должен показать наличие ВПЧ. Новый метод, разработанный британскими учеными, работает иначе: он ищет не столько гены и измененные клетки, сколько обнаруживает метилирование гена EPB41L3, который, как показали предыдущие исследования, связан с появлением опухоли. Метилирование, то есть присоединение к ДНК метильной группы, останавливает экспрессию гена.

Функции белка, который кодирует ген EPB41L3, пока неизвестны, но сам ген тормозит пролиферацию клеток, то есть мешает им делиться. Было обнаружено, что метилирование гена EPB41L3 связано с деятельностью раковых клеток, которые по большому счету только и занимаются тем, что неконтролируемо делятся. Новый тест и ищет метилированные гены EPB41L3, показывая таким образом риск появления рака.

Читайте также: Цена бессмертия. Почему и как клетки становятся раковыми? И что с этим делать?

Ученые провели рандомизированное исследование 15 000 женщин, которых разделили на три группы: тех, кого проверяли с помощью генетического теста на ВПЧ, группу, в которой испытывали новый тест, и третью, контрольную, где использовали мазок Папаниколау (Пап-мазок), самый распространенный тест на рак шейки матки, придуманный еще в 40-х годах XX века. У участниц исследования взяли анализы дважды, с интервалом в один год.

Результаты исследования показали, что новый тест на основе метилирования эффективнее: он выявил дисплазию третьей степени в 93% случаев, тогда как Пап-мазок только в 61%.

Ученые включили в каждую группу еще и результаты восьми женщин, у которых на тот момент был диагностирован рак шейки матки, и новый тест узнал рак во всех восьми случаях, а Пап-тест — только в двух.

Новая методика понадобилась потому, что один общепринятый вид скрининга, Пап-тест, хорошо обнаруживает только третью стадию дисплазии, а другой способ выявить риск будущего рака — проверка на гены ВПЧ — дает слишком много положительных результатов — далеко не все случаи ВПЧ-инфекции обязательно приводят к раку. Новый же тест позволяет заметить самые ранние сигналы болезненных изменений в клетках в шейке матки. По мнению авторов исследования, новый тест можно будет ввести в практику в течение пяти лет.