Все новости

Преподаватели-женщины больше готовы к переходу на инклюзивное образование. Они терпимее, чем мужчины, относятся к студентам-инвалидам и готовы оказывать им системную поддержку при обучении

Ученые из Тюменского государственного университета показали, что вузовские преподаватели-женщины могут стать главной опорой инклюзивного образования в высшей школе.
Инклюзивная школа в Новоуральске. Ученики на уроке рисования в лицее №58, на базе которого с 2002 года работают классы для обучения слабовидящих детей. Новоуральский лицей признан лучшей инклюзивной школой в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Описание
Инклюзивная школа в Новоуральске. Ученики на уроке рисования в лицее №58, на базе которого с 2002 года работают классы для обучения слабовидящих детей. Новоуральский лицей признан лучшей инклюзивной школой в Свердловской области.
© Фото: Донат Сорокин / ТАСС

По данным исследования, опубликованного в Psychological Science and Education, преподаватели-женщины ориентированы на активное инклюзивное поведение, получение новых знаний и умений в этой сфере и в целом больше открыты и терпимы к студентам-инвалидам.

К таким выводам авторы пришли по результатам опроса 2181 преподавателя из 10 государственных вузов Тюменской области (70% женщин и 30% мужчин). Реальный опыт обучения студентов с инвалидностью, как выяснилось, имеют 47% опрошенных, по большей части это опыт именно совместного обучения здоровых студентов и студентов-инвалидов, то есть инклюзивное образование. Положительное отношение к такому формату образования оказалось характерным и для мужчин, и для женщин-педагогов: 84% первых и 87% вторых так ответили на этот вопрос анкеты.

При этом преподаватели-женщины, по их собственным оценкам, оказались больше готовы к обучению таких студентов как с точки зрения навыков, так и эмоционально. Так, например, женщины, как выяснилось, чаще проявляют эмпатию по отношению к студентам-инвалидам: вариант ответа «всегда проявляю эмпатию» выбрали 57% женщин и лишь 42% мужчин. Женщины также чаще отмечали у себя готовность к работе над формированием благоприятного психологического климата в коллективе студентов, где учатся студенты-инвалиды, готовность помогать им в решении возникающих проблем и т.д.

Максимальную трудность для всех категорий респондентов представляет работа с лицами с нарушениями интеллекта, далее идут нарушения общения и поведения и лишь потом — физические ограничения.

 Евгения Береснева