Подобно множеству других возрастных заболеваний (таких как остеопороз, диабет, мышечная слабость и разнообразные воспалительные процессы), ожирение сопровождается появлением сенесцентных клеток. Эти клетки накапливают в себе поломки, утрачивают первоначальные функции и вредят соседям. Кроме того, старость на клеточном уровне оказывается заразна: достаточно пересадить небольшое количество сенесцентных клеток к молодым, чтобы всерьез подорвать здоровье всего организма из-за того, что его клетки начнут «стариться» под влиянием пришельцев.
В связи с этим одним из популярных направлений современной антиэйджинговой медицины являются сенолитики — препараты, избирательно уничтожающие сенесцентные клетки. Этим летом начались первые клинические испытания сенолитиков на людях, а тем временем ученые продолжают разбираться в том, как они действуют на организм.
Отчет об одном таком исследовании только что был опубликован в Cell Metabolism. Международный коллектив исследователей, в состав которого входят и сотрудники московского Физтеха, откормили мышей до ожирения, для того чтобы испытать на них эффективность нескольких методов борьбы с сенесцентными клетками. В мозге испытуемых животных выросло количество сенесцентных клеток, в этих клетках появились жировые капли, а образование новых нервных клеток и их отростков прекратилось. Кроме того, по сравнению с контрольными, испытуемые мыши вели себя гораздо более нервно: зажимались в углы, избегали открытых пространств и незнакомых территорий.

На следующем этапе ученые попытались избавить ожиревших мышей от сенесцентных клеток в их мозгах. Бороться со старыми клетками можно двумя способами — «изнутри» и «снаружи». Чтобы старые клетки убивали себя сами (метод «изнутри»), ученые использовали генетически измененных мышей. У них вместе с геном р16, который считают маркером сенесцентных клеток, активируется еще и ген-предшественник каспазы-8, которая может запустить в клетке апоптоз. «Снаружи» же сенесцентные клетки можно уничтожить с помощью лекарств-сенолитиков, таких как дазатиниб и кверцетин, которыми, собственно, кормили другую часть ожиревших мышей.
Вне зависимости от способа, которым избавлялись от клеток, мышам стало лучше. Оба метода не справились, конечно, с ожирением непосредственно, но под их действием количество сенесцентных клеток и жировых капель в мозге резко сократилось, а вместе с этим уменьшилась тревожность мышей и вернулся на исходный уровень нейрогенез (рост нервных клеток и их отростков).
И хотя в данном исследовании это показано только на мышах, люди уже могут задуматься о том, что процессы старения бывают замешаны даже там, где их не ожидали обнаружить. А значит, сенолитики могут найти себе еще более широкое применение,если пройдут клинические испытания.
Полина Лосева