О прошлом Далхеймского монастыря мы знаем совсем немного, лишь по отдельным упоминаниям в литературе, собственная библиотека монастыря не сохранилась. Еще меньше известно о монахинях, которые жили там в Средние века. Несмотря на то что многие женские монастыри занимались переписыванием и иллюстрированием книг, монахини редко подписывали свои работы. Даже в сохранившихся собственных библиотеках меньше 1% всех книг, созданных до XII века, подписаны женскими именами.

В 2014 году в Далхейме обнаружили скелет женщины, жившей приблизительно в XI веке, с необычными голубыми пятнами на зубах. Международная группа ученых разобралась с содержимым этого подозрительного налета. Для этого они очистили бляшки зубного камня, разрушили их ультразвуком и с помощью спектроскопии определили их химический состав. Свой вердикт они опубликовали в Science Advances: это пигмент ультрамарин.

Ученые выдвинули четыре версии на счет того, как ультрамарин мог попасть на зубы монахини: она иллюстрировала рукописи, готовила краски для иллюстраторов, лечилась с помощью этого пигмента или же регулярно целовала книги в религиозном экстазе.
Последние два варианта развития событий показались авторам статьи маловероятными: несмотря на популярность лечения ультрамарином в исламском мире и в древней Греции, применение его в Европе описано в литературе только начиная с конца XI века. Лобзание книг тоже вошло в широкую моду позже, под влиянием нидерландского богослова и проповедника XIV века Герта Гроте и связанного с ним движения нового благочестия. Кроме того, в таком случае в налете должны были остаться и другие пигменты.
Более вероятно, что монахиня занималась измельчением лазурита (из которого получают ультрамарин) и вдыхала при этом голубую пыль. Однако до сих пор считалось, что к собственному приготовлению ультрамарина европейцы перешли только в XV веке, до этого же они получали готовые краски из восточных стран.
Поэтому в качестве основной рабочей версии ученые взяли ту, в соответствии с которой обладательница синих зубов сама рисовала ультрамарином, время от времени облизывая кисть. Если это так, то перед нами самое раннее доказательство того, что женщины участвовали в иллюстрировании церковных книг. В Средние века ультрамарин был одним из самых дорогих красителей наряду с золотом и серебром. Его доверяли только самым искусным живописцам, а значит, мы сильно недооценивали роль женщин в создании церковных книг.
Полина Лосева