Все новости

SpaceX представила прототип второй ступени BFR. Аппарат готов к испытаниям и отработке вертикальной посадки

Глава компании SpaceX Илон Маск представил собранный Starship — экспериментальный аппарат, представляющий собой вторую ступень будущей ракеты BFR. Предполагается, что Starship начнет испытания в этом году. После окончания всех работ BFR станет одной из самых мощных и тяжелых ракет в истории, причем полностью многоразовой.
Собранный для испытаний прототип Starship SpaceX
Описание
Собранный для испытаний прототип Starship
© SpaceX

BFR (Big Falcon Rocket; есть и менее благозвучный вариант с заменой второго слова, дань памяти легендарному оружию из компьютерной игры Doom) должна состоять из двух ступеней. Первая, под кодовым названием Super Heavy, будет оснащена 31 двигателем Raptor. Ее габариты составят 9 метров в диаметре на 63 метра высоты — немного выше и в разы толще российского «Протона-М» или американского Atlas V. Вторая ступень, Starship, с семью такими же двигателями предназначается для вывода полезной нагрузки на орбиту с возможностью последующего возвращения и перезапуска после минимального обслуживания. Ее габариты составят 55 метров в высоту и те же 9 метров в диаметре. Вся ракета, BFR, будет сопоставима с крупнейшими ракетами в истории, однако, в отличие от них, сможет летать неоднократно, обеспечивая радикальное снижение стоимости выведения полезной нагрузки в космос.

Grasshopper, прошлый опытный аппарат, в момент испытаний. SpaceX
Описание
Grasshopper, прошлый опытный аппарат, в момент испытаний. SpaceX

Ранее SpaceX удалось пройти путь от легкой Falcon One (и та успешно взлетела после нескольких аварий) до тяжелой Falcon Heavy и регулярно возвращаемых первых ступеней Falcon 9. Достичь возвращения ступеней компании Илона Маска удалось за счет использования связки из многих двигателей сравнительно малой мощности. Ранее этот подход считали малоперспективным из-за сложности управления, но инженеры SpaceX смогли преодолеть проблему и добились вертикальной посадки ступеней за счет использования тех же двигателей, которые обеспечивают разгон ракеты при запуске.

Почему это сложно? Во-первых, ракетный двигатель, как правило, не может произвольно менять тягу: его сложно запустить «на десять процентов», а полная тяга с пустыми баками не даст снижаться. Во-вторых, при наличии многих двигателей сложно справиться с возможными отказами или непредвиденными изменениями тяги. Так, советская лунная ракета Н-1 с ее 30 двигателями потерпела четыре аварии в четырех стартах, ни разу не дойдя даже до отделения первой ступени.

Starship, собранный на космодроме компании в Техасе (США) будет отрабатывать именно посадку с использованием своих двигателей. В своем твиттере Илон Маск написал, что испытания будут проходить по схеме, аналогичной испытаниям Grasshopper — аппарата, на котором отрабатывали процесс посадки первых ступеней Falcon 9. При этом на снимках видно, что аппарат имеет три сопла (возможно четыре или пять), в то время как у второй ступени BFR ранее заявлялось семь двигателей. Очевидно, что эффектный, отполированный Starship (сам Маск прямо сказал, что вдохновлялся ретро-изображениями ракет и «это надо было воплотить в реальность») все же заметно отличается от будущей ступени космического аппарата, впрочем, и опытный Grasshopper был не точной копией второй ступени Falcon 9.

 Алексей Тимошенко