Сейчас Вселенной насчитывается около 13,7 миллиарда лет, из которых около 4 миллиардов приходится на время существования Земли. Самый первый миллиард лет после Большого взрыва отличался от нашего времени (так, первые звезды появились не ранее, чем за 180 миллионов лет до окончания этого миллиардолетия), и поэтому открытие, сделанное при помощи орбитального телескопа «Хаббл», буквально проливает свет на происхождение мира и формирование первых галактик.
Квазары представляют собой сверхмассивные черные дыры, которые активно поглощают вещество. Окружающая их материя перед падением закручивается в аккреционный диск, сильно сжимается и разогревается, превращаясь в раскаленную плазму. Плазменный диск, в свою очередь, создает сильные магнитные поля и выбрасывает часть вещества вдоль оси вращения, создавая так называемые джеты, потоки частиц, разогнанных до околосветовой скорости. Все процессы вблизи черной дыры сопровождаются выделением очень большой энергии, но квазар J043947.08+163415.7 стоит особняком. Его светимость достигает 11 триллионов солнечных и превышает светимость всего Млечного Пути в сотни раз.
Космическая обсерватория, несмотря на недавнюю поломку и появление в последние десятилетия больших наземных инструментов нового поколения, остается одним из самых чувствительных телескопов. Но расстояние в 13 миллиардов световых лет, как правило, не позволяет наблюдать даже столь яркие объекты. Несмотря на рекордную светимость, заметить квазар у исследователей получилось только благодаря удачному расположению на небе: между нами и J043947.08+163415.7 располагалась сравнительно небольшая и тусклая галактика, гравитационное поле которой сработало как увеличительное стекло. Это позволило усилить блеск квазара в 50 раз, и только с таким усилением он оказался доступен для наблюдений при помощи «Хаббла».

Изучение квазара показало, что кроме яркого свечения он выбрасывает очень большое количество вещества. По оценкам астрофизиков, каждый год J043947.08+163415.7 «выплевывает» столько материи, сколько хватило бы на 10 тысяч звезд. Таким образом подобные квазары могли существенно повлиять на формирование галактик. Исследователи отмечают, что сейчас в нашей Галактике возникает в среднем одна новая звезда в год, а мощные квазары в ранних галактиках могли многократно ускорять этот процесс.
Алексей Тимошенко