Восстановлена полнейшая хронология жизни в Денисовой пещере. Датировки слоев пещеры сопоставили с датировкой артефактов и останков людей и животных, а также фрагментов ДНК из грунта, чтобы уточнить дату появления в Денисовой пещере денисовцев и неандертальцев

Денисова пещера — единственное место на Земле, где обнаружены останки одного из подвидов людей, денисовского человека. В этой алтайской пещере также жили неандертальцы, а вот люди современного типа, по-видимому, до нее не добрались. Две международные группы, среди которых множество россиян, уточнили датировку слоев грунта в пещере, а также орудий труда, животных и растительных останков, найденных в ней, и создали подробную хронологию жизни пещеры и ее обитателей.
Ученые за работой в Денисовой пещере Сергей Зелинский, РАН
Ученые за работой в Денисовой пещере
© Сергей Зелинский, РАН

Денисова пещера в Алтайских горах стала широко известна в 2010 году, когда известный палеоантрополог Сванте Паабо идентифицировал новый подвид людей по остатку фаланги детского пальца, найденного в пещере в 80-х годах прошлого века. С тех пор работы в ней не прекращаются. За эти годы археологам удалось найти тут четырех денисовцев, двух неандертальцев и Дэнни, девочку-метиса двух подвидов людей.

Читайте также: Археоклондайк. Репортаж «Чердака» из Денисовой пещеры

Предыдущие датировки останков и грунта проводили в основном с помощью радиоуглеродного анализа. Однако этот метод позволяет «заглянуть» лишь на 50 тысяч лет назад — более старые объекты хорошо датировать уже не удается. Поэтому исследователи из России, Австралии, Англии и Германии провели большую работу по уточнению датировок, чтобы получить единое представление о хронологии событий в Денисовой пещере. Их отчеты были только что опубликованы в новом номере журнала Nature.

Авторы первой статьи занимались оптическим датированием слоев пещерного грунта. Для этого они собирали свои образцы в темноте, прятали их в специальные контейнеры и везли в оксфордскую лабораторию, где светили на них инфракрасным светом и измеряли интенсивность их люминесценции. Считается, что каждый минерал может так или иначе люминесцировать под воздействием света, и чем дольше он пробыл в темноте, тем сильнее будет светиться. Таким образом, это позволяет оценить, когда на исследуемые объекты в последний раз падал солнечный свет.

Инструмент, который использовался для оптической датировки. Erich Fisher
Инструмент, который использовался для оптической датировки. Erich Fisher

С помощью оптического датирования исследователи создали подробную послойную карту всех трех галерей Денисовой пещеры с указанием возраста каждого слоя. С использованием этой карты они уточнили древность животных и растительных останков, ранее найденных в пещере. Это позволило им установить то, как менялся климат в районе пещеры со временем, и их выводы сошлись с палеоклиматическими моделями, построенными с опорой на данные отложений озера Байкал, за исключением того, что в то время как 150 тысяч лет назад байкальский климат был холодным, в Денисовой пещере он был теплым и влажным. Оговаривая этот момент, исследователи пишут, что, во-первых, в пределах всего одной тысячи лет климатические флуктуации могут быть достаточно значительными, а оптическая датировка, которой они пользовались, имеет слишком большой «разброс».

Самые древние из обнаруженных в пещере находок — каменные орудия — были извлечены из слоев, которые авторы статьи датировали приблизительно 287 тысячами лет, а самые ранние останки денисовцев встречаются в слое возрастом около 200 тысяч лет. Из этого они заключают, что денисовские люди жили в этой пещере уже как минимум 300 тысяч лет назад. Неандертальцы появились в пещере позже — самая древняя находка, которую можно им атрибутировать, имеет возраст около 193 тысяч лет.

Авторы второй работы работали с более ранними останками, устанавливая их возраст с помощью радиоуглеродного анализа. Таким образом они датировали многие артефакты — орудия и украшения, найденные в пещере.

Датировка кулона, найденного в Денисовой пещере. Tom Higham, University of Oxford

Для исследования останков людей ученые использовали зоо-масс-спектрометрию (zooMS) — метод, чем-то напоминающий построение филогенетических деревьев. Только здесь вместо ДНК для сравнения используют коллаген, один из основных белков костной ткани. Кроме того, исследователи выделили фрагменты ДНК из почвы пещеры и сравнили их с ДНК, выделенными из костей. Они определяли возраст останков, основываясь на отличиях в последовательности ДНК и времени, за которое они могли возникнуть (для этого используют среднюю частоту мутирования).

По итоговым оценкам, самые старые из найденных останки денисовцев можно датировать примерно 195 тысячами лет, а самые молодые — 52—76 тысячами.

Во время существования последних известных денисовцев на Земле уже жили люди современного типа. Некоторые из них жили неподалеку от Денисовой пещеры около 45 000 лет назад. Однако до сих пор неизвестно, были ли какие-либо контакты между этими двумя подвидами в Денисовой пещере (а вот популяции людей в Восточной Азии скрещивались с денисовцами как минимум дважды). Останков современных людей в пещере нет, а артефакты, судя по глубине залегания, все же скорее принадлежат денисовцам.