Старейшее перо археоптерикса оказалось чьим-то еще. Теперь находке полуторавековой давности придется искать нового хозяина

В 1861 году в Баварии был найден окаменелый отпечаток отдельного пера. Перо нашли в тех же отложениях, что и археоптерикса, так что до последнего времени считалось, что оно его. Однако новое исследование показало, что археоптерикс, скорее всего, не имеет отношения к перу.
Перо MB.Av.100, находка 1862 года, прежде атрибутировавшаяся как перо археоптерикса Phillip. L. Manning  et al. / Journal of Analytical Atomic Spectrometry / CC BY 4.0
© Phillip. L. Manning et al. / Journal of Analytical Atomic Spectrometry / CC BY 4.0

Перо потеряло некоторые детали за 150 лет. Например, куда-то пропал очин пера (нижняя часть, «ножка» пера), хотя на рисунке 1862 года он отчетливо виден. Ученые использовали лазерно-индуцированную флуоресценцию — метод, при котором образец облучается лазерным пучком, который выбивает из материала фотоны.

Вверху — современное фото отпечатка, посередине — рисунок 1862 года, внизу — фото, полученное с помощью лазерно-индуцированной флуоресценции. THE UNIVERSITY OF HONG KONG

Очин в результате в отпечатке нашелся, и ученые сопоставили древнее перо с известными на сегодня отпечатками перьев, гарантированно принадлежащих археоптериксу, и с перьями 24 современных видов птиц. Анализ показал, что перо не относится ни к одному из типов перьев археоптерикса, окаменелости которых сейчас известны, —  хвостовым, первостепенным и второстепенным маховым перьям археоптерикса.

Обозначения перьев в крыле у птиц. KDS4444 / wikimedia commons / CC BY-SA 4.0
Обозначения перьев в крыле у птиц. KDS4444 / wikimedia commons / CC BY-SA 4.0

Реконструкция очина и стержня пера показали, что оно также не относится к кроющему первостепенных — у загадочного пера стержень и очин не образуют мягкую S-образную линию, в отличие от современных перьев. С другой стороны, его очин слишком длинен для того, чтобы его можно было считать кроющим второстепенных перьев.

Баварское перо, наложенное на второстепенное перо берлинского археоптерикса. Thomas G. Kaye / Scientific Reports / CC BY 4.0

По мнению ученых, перо могло быть контурным или очень древним вариантом кроющего. Вероятность, что перо принадлежало археоптериксу, остается, но ученые пишут об этом с осторожностью — в известных 11 остатках археоптерикса таких перьев нет. Возможно, это было перо какого-то другого динозавра. Быть может, даже нелетающего.