Все новости

Пчел научили складывать и вычитать. А это значит, что они могут использовать вместе долго- и кратковременную память

Предыдущие эксперименты показали, что пчелы умеют многое: сопоставлять размер предметов, различать их количество (то есть фактически, считать) и сравнивать числа. Теперь стало известно о новом достижении на фронте пчелиной педагогики: их научили арифметической операции — прибавлять и отнимать единицу.

Пчелы — удобный объект для изучения когнитивных способностей беспозвоночных. У них хорошо развиты зрение и память, они различают форму и цвет объектов, но при этом — довольно маленький объем мозга. Ранее исследователи убедились в том, что пчелы способны решать множество простых задач: определять, какой объект больше, одинаковые они или разные и как расположены по отношению друг к другу. Летом 2018 выяснилось, что пчелы могут оперировать понятием ноля. Их натренировали выбирать из пары объектов тот, где меньше нарисованных фигур, и, если на одном объекте не было нарисовано ничего (ноль фигур), они предпочитали его другим.

Сейчас в журнале Science Advances вышло новое исследование, авторы которого научили пчел прибавлять и вычитать единицу.

Они работали с группой из 14 пчел. Всех их тренировали на одном и том же четырехкамерном стенде. В первой камере, где перед пчелами ставилась задача, на стене был нарисован стимул — несколько одинаковых фигур (например, квадратов). Задачу «добавить единицу» и «отнять единицу» исследователи закодировали цветом: если фигуры желтого цвета, от их количества нужно было отнять единицу, если синего — то прибавить. Во второй камере, или «камере решения», пчела сталкивалась с развилкой.

Схема эксперимента с пчелами. S.R. Howard et al. / Scientific Reports
Описание
Схема эксперимента с пчелами. S.R. Howard et al. / Scientific Reports

В ней на двух стенах нарисованы варианты ответа — верный и неверный. За дверцей с верным ответом пчелу ждала капля сладкого раствора (положительное подкрепление), за стеной с неверным — капля хинина (отрицательное подкрепление). Таким образом, для того чтобы полакомиться сладким, пчеле нужно было воспользоваться двумя типами памяти — долговременной (помнить, что обозначают синий и желтый цвет) и кратковременной (удержать в памяти сочетание стимула и его цвета).

Комбинации из трех чисел — стимула и двух вариантов ответа — были сгенерированы случайным образом. При этом в тренировках не участвовала та комбинация, на которой пчел потом тестировали. Вне зависимости от количества, последовательности и формы объектов (которых всего было 216 вариантов) пчелы справились с тестовым заданием примерно в 70% случаев. Это позволяет заключить, что арифметическую операцию они освоили. Тем не менее мы пока не можем определить, врожденная это способность пчел или следствие пластичности и обучаемости их мозга.

Следующим шагом, по мнению авторов исследования, должна стать работа с большими числами. До сих пор арифметические способности пчел ограничивались числами от 1 до 5. Но было бы интересно проверить, смогут они точно оперировать большими числами или будут считать приблизительно, как это делают, например, члены племени мундуруку из Бразилии, в языке которых нет обозначений для больших чисел.

 Полина Лосева