В ноябре 2018 года китайский биолог Цзянькуй Хэ заявил, что в ходе его экспериментов были рождены первые в истории человечества генно-модифицированные дети. Их геном был отредактирован при помощи системы CRISPR/Cas9 таким образом, чтобы воспроизвести естественную мутацию CCR5Δ32, носителей которой не может инфицировать ВИЧ. Прямо сейчас вторая пара также ждет рождения ребенка.
Читайте также: ГМ-дети. Сделаны в Китае
О том, что в Китае уже ведутся подобные исследования, подозревали давно. Законодательство страны в том, что касается биотехнологий, весьма непрозрачно, что позволяло, с одной стороны, всем желающим рискнуть с оглядкой на отсутствие прямой угрозы понести наказание, а с другой — оставлять, в случае чего, самим властям пространство для маневра в публичном пространстве. В эксклюзивном интервью AP Хэ отмечал, что решился инициировать беременность, в частности потому, что убежден: в стране нет закона, который прямо запрещал бы рождение людей с отредактированным геномом.
Заявление Хэ произвело сильнейшее впечатление не только на научное сообщество, но и на широкую общественность. Когда Хэ выступал на конференции с рассказом о своих исследованиях, по признанию ученых в аудитории, расслышать его речь было практически невозможно: так стрекотали фотоаппараты журналистов.
Как выяснили гонконгские исследователи медиа из проекта WeChatSCOPE, ГМ-дети вошли в восьмерку самых цензурируемых тем в китайском мессенджере WeChat (аудитория 1,08 млрд человек).
А по сведениям Nature, хвалебное сообщение о «прорыве» Хэ, выпущенное одним из государственных медиа в Китае, было быстро удалено, еще до того, как китайские официальные лица публично осудили деятельность ученого и призвали разобраться в ее законности.
По требованию китайских Министерства науки и Госкомитета по делам здравоохранения власти провинции Гуандун начали расследование, предварительные результаты которого были представлены несколько недель назад. Отчет китайских следователей практически ничего не добавил к уже известным фактам, однако сформулировал официальную позицию Китая по поводу легальности экспериментов Хэ. Прежде, с опорой только на существующее законодательство, можно было сказать, что от инициации беременности с использованием ГМ-эмбрионов Госкомитет по здравоохранению предостерегал, однако ничего не говорил о наказании за подобное, лишь ссылаясь на этические и моральные нормы. Теперь же официальные лица однозначно заявили, что ученые, осмелившиеся дойти в своей работе до рождения генно-модифицированных детей, нарушили закон и должны понести за это наказание.
Теперь стало известно о том, что китайские власти собираются доработать законодательство в этой области. Пока что, как стало известно журналистам, все, во-первых, ограничивается введением дополнительного контроля со стороны чиновников от здравоохранения и, во-вторых, предложением ввести штраф за действия без разрешения «сверху». Законопроект будет обсуждаться и дорабатываться в течение марта.
В России у подобных экспериментов пока тоже нет однозначного легального статуса. Хотя правительство и поручило весной 2018 года Минздраву подготовить к ноябрю 2018 года предложения «по совершенствованию порядка проведения доклинических и клинических исследований, регистрации лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, предполагающих изменение генома человека, в том числе эмбриона человека», эти предложения, если и были подготовлены, так и не получили огласки.
Иван Шунин