Считается, что в истории был только один человек, которого медики смогли излечить от вируса иммунодефицита человека — это Тимоти Рэй Браун, или «берлинский пациент». В 2007 году ему провели трансплантацию стволовых кроветворных клеток костного мозга, и несколько лет спустя медики уже не нашли в крови Брауна ВИЧ. Теперь таких людей стало двое: международная группа медиков смогла добиться того же эффекта точно таким же образом, пересадив пациенту стволовые кроветворные клетки костного мозга от донора с мутантным геном CCR5. Статья об операции будет опубликована в журнале Nature, а ее ведущий автор выступит сегодня с докладом на конференции в Сиэтле.
ВИЧ — медленно прогрессирующее заболевание, от которого нет лекарства. Этот вирус поражает клетки иммунной системы, работа иммунитета ухудшается, и в какой-то момент у пациента развивается синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД). Организм больного СПИДом не может защищаться от инфекций и без должного медицинского сопровождения рискует вскоре умереть. В 2017 году число официально зараженных ВИЧ/СПИД, по данным ВОЗ, насчитывало более 35 миллионов; в том же году от этого умерло около миллиона человек.
В 2007 году берлинские медики лечили американца Тимоти Рэя Брауна от лейкемии и ВИЧ. Они трансплантировали Брауну гемопоэтические стволовые клетки (они же стволовые кроветворные клетки костного мозга, или же просто костный мозг). В геноме донора была мутация CCR5Δ32, то есть на участке гена CCR5 у этого человека не было 32 пар нуклеотидов.
Благодаря этой мутации ВИЧ не может взаимодействовать с рецептором на поверхности клеток, которые он заражает, — CD4+ лимфоцитов. Поэтому гомозиготы по этой мутации (а донор был именно гомозиготным) устойчивы к вирусу иммунодефицита человека: они могут его переносить, но не болеют им. Сам Браун был гетерозиготен по гену CCR5.
Через год лейкемия вернулась, и операцию провели вновь. В 2009 году в крови Брауна уже нельзя было найти следов вируса. Случай Брауна был единственным в медицинской практике, и сообщество не было полностью уверено в том, что его исцеление было результатом только лишь операции, крайне дорогой и сложной.
Теперь же скепсис тех, кто прежде имел основания сомневаться в эффективности подобного способа лечения ВИЧ, должен убавиться. Второй пример успешного исцеления от ВИЧ при помощи трансплантации костного мозга служит весомым аргументом в пользу того, чтобы признать этот метод эффективным. Хотя все еще слишком дорогим и сложным, чтобы говорить о грядущей победе человечества над ВИЧ: большая часть заболевания вирусом, две трети от глобального числа, сегодня приходится на страны Африки.
Читайте также: Третий в мире пациент, вероятно, избавлен от ВИЧ в Дюссельдорфе
Опубликованная в журнале Nature статья принадлежит перу исследователей из Великобритании, Испании, Нидерландов и Сингапура. Ведущий автор исследования — британский медик индийского происхождения Равиндра Гупта.
Как пишет Science, сам Гупта избегает использовать термин «исцеление» применительно к своему пациенту, предпочитая говорить о «долговременной ремиссии» — в частности, потому что ученые пока не проводили анализов каких-либо еще тканей «лондонского пациента», помимо крови.
Science также напоминает, что и другим пациентам с ВИЧ пробовали пересаживать костный мозг доноров, но до сегодняшнего дня полного очищения от ВИЧ их крови добиться медикам — помимо случая Брауна — не удавалось. Гупта признался журналистам, что и сам не был уверен в успехе.
На эффективность трансплантации влияет множество факторов. Во-первых, нужно подобрать генетически совместимого донора. Он должен нести обе мутантные копии гена, а таких людей среди европейцев единицы или доли процентов. Во-вторых, не каждая трансплантация проходит успешно, это зависит от состояния организма пациента, иммунной «агрессивности» трансплантата и минорных генетических отличий между ними, которые могут оказаться значимыми. Наконец, до сих пор не подобрана оптимальная терапия, которая должна предшествовать пересадке. В отдельных исследованиях применяются облучение или химиотерапия разными наборами препаратов, но неизвестно, какой подход эффективнее. Так, например, «лондонский пациент», в отличие от «берлинского», не проходил столь интенсивного лечения: Браун не только прошел через две трансплантации, но сверх того получил длительный курс химиотерапии и полное облучение тела. Пациент Гупты, также страдавший от двух болезней сразу — лимфомы Ходжкина и ВИЧ, — проходил лишь химиотерапию, которая была нацелена на борьбу с лимфомой. Кроме того, в отличие от «берлинского пациента», который был гетерозиготен по гену CCR5, то есть имел одну мутантную копию, клетки «лондонского пациента» были гомозиготны и не содержали мутантных аллелей. Но несмотря на это, одной трансплантации костного мозга оказалось достаточно.
Операция Гупты — часть проекта, проводимого фондом amFAR и длящегося с 2014 года. «Лондонский пациент» — один из 40 участников этого исследования.
Собеседники Science сходятся в том, что нынешний случай подчеркивает роль мутантного гена CCR5, полученного от донора, в успехе подобного способа лечения ВИЧ. Как говорит Стивен Дикс из Калифорнийского университета в разговоре с Science, эти результаты подстегнут попытки лечить ВИЧ, «ломая» CCR5, не прибегая к «героическим вмешательствам, как это делали с берлинским и лондонским пациентами». Он также упоминает попытки своих коллег заменить белые кровяные тельца в ВИЧ-инфицированных пациентах на генно-модифицированные при помощи цинковых пальцев (инструмент редактирования генома предыдущего, «докриспрового» поколения). В этих случаях ВИЧ победить не удалось, но вирус возвращался в клетки пациентов, прошедших подобную генную терапию, намного медленнее.
Генно-модифицированные дети, родившиеся в Китае в ноябре прошлого года, также были отредактированы с целью внести в их геном точно такую же мутацию гена CCR5, что и у доноров костного мозга в случаях «берлинского» и «лондонского» пациентов. Эксперимент Хэ Цзянькуя был осужден научным сообществом, а власти Китая, проведя расследование, заявили, что биолог со своими коллегами — как китайскими, так и западными — нарушил закон и должен понести соответствующее наказание. Какое, однако, пока неизвестно: нынешняя версия китайского законодательства не описывает того, как именно должны быть наказаны те, кто посмел инициировать беременность при помощи эмбриональных клеток, геном которых был отредактирован.
Заметка дополнялась. В работе над текстом также участвовала Полина Лосева («Чердак»).