Задний проход морского животного исчезает и появляется в случае нужды. Исследование уникального гребневика позволит узнать подробности об эволюции анального отверстия

Исследователь из Лаборатории морской биологии в Вудс-Хоул (штат Массачусетс) описал уникальное свойство гребневика Mnemiopsis leidyi. Изучая строение этого медузообразного существа, биолог обнаружил, что у того нет ануса. Однако впоследствии оказалось, что выделительное отверстие появляется непосредственно перед процессом дефекации, чтобы потом снова бесследно исчезнуть.
Гребневик Mnemiopsis leidyi fcmovie / Youtube
Гребневик Mnemiopsis leidyi
© fcmovie / Youtube

Автор статьи, опубликованной в журнале Invertebrate Biology, морской биолог Сидни Тамм считает, что представитель этого вида может быть интересен как промежуточный этап эволюции. Дело в том, что в кишечнике таких простых животных, как медузы, всего одно отверстие, которое одновременно выполняет функции ротового и анального отверстия. У гребневиков (Ctenophora), которые внешне напоминают медуз, но относятся к отдельной группе организмов, уже есть сквозная кишка, которая начинается ртом и заканчивается анусом.

Однако анатомия Mnemiopsis leidyi отличалась от строения его типичных родичей. Узнав об этом, Тамм детально изучил, как это животное переваривает пищу. Оказалось, что по мере накапливания отходов жизнедеятельности часть кишечника животного начинается раздуваться — до тех пор, пока не коснется эпидермиса. В этот момент кишка соединяется с ним, и в итоге образуется анальное отверстие. Это происходит быстро, поскольку у гребневика и стенка кишечника, и эпидермис состоят всего лишь из одного слоя клеток. Так что анальное отверстие быстро появляется при необходимости и также быстро исчезает. У взрослой особи это происходит примерно каждые пять часов.

Автор полагает, что такой механизм представляет собой переходный этап. По мере эволюции животные с таким «анусом по требованию» постепенно заменили его на постоянный.

Евгения Береснева