В деле о гибели динозавров главным подозреваемым остался метеорит. Именно он, а не медленно портящийся климат погубил гигантских животных

Новое исследование палеонтологов показало, что динозавры могли бы жить и жить, если бы не падение на Землю небесного тела или вулканизм в конце мелового периода. Климатические условия в палеогене были для них вполне подходящими, как и в меловом периоде.
Тираннозавр в представлении художника Herschel Hoffmeyer / Shutterstock
Тираннозавр в представлении художника
© Herschel Hoffmeyer / Shutterstock

Сегодня существуют две основные гипотезы, объясняющие быстрое вымирание динозавров. В соответствии с первой к масштабной гибели почти всех крупных животных на Земле привело постепенное ухудшение условий, а падение метеорита или вулканическая активность лишь добили динозавров. Гипотеза основана на анализе палеонтологических находок: они показывают, что в последние шесть миллионов лет мезозойской эры видообразование и разнообразие постепенно снижались. Таким образом, судя по всему, динозавры начали вымирать задолго до какого-то катастрофического события. Другая гипотеза взваливает всю вину за гибель динозавров и многих других животных на удар метеорита, который образовал на полуострове Юкатан (Мексика) кратер Чиксулуб, а также на большое количество извержений вулканов, которые происходили в основном на территории современной Индии.

Первая гипотеза основана на находках в Северной Америке, в которых лучше всего представлены остатки фауны, жившей накануне вымирания. Все места, где сделаны эти находки, сосредоточены в основном на западе современных США, недалеко от Скалистых гор. Одно из самых известных подобных мест — формация Хелл-крик в Монтане, в которой, среди прочих, нашли и первого тираннозавра.

Формация Хелл-крик (Монтана, США), в которой нашли множество останков динозавров, в том числе первый известный скелет тираннозавра. Anky-man / Wikimedia Commons

Авторы статьи, опубликованной в журнале Nature Communications предположили, что картина, составленная всего по нескольким местонахождениям, которые притом располагаются недалеко друг от друга, неполная. Вполне может быть, что если дела у тираннозавров в Монтане шли плохо, то их коротколапые собратья в это же самое время прекрасно чувствовали на месте, где потом появился какой-нибудь другой штат США.

Ученые использовали метод моделирования экологических ниш, который сейчас используют экологи для разных целей, например для того, чтобы предсказать, пригоден ли какой-либо район для обитания того или иного вида в будущем, учитывая изменения климата. Для этого модель использует переменные — оптимальные для вида температуру, влажность, тип почвы, глубину и прочие, нынешние и будущие, условия местности.

Использовав известные на сегодняшний день данные о том, что тираннозавридам, цератопсидам и гадрозавридам было нужно для комфортной жизни, ученые объединили их с информацией об изменениях климата на протяжении мелового периода на территории США. Оказалось, что в тех краях, где лучше всего сохранились остатки динозавров мелового периода, в последние миллионы лет климат был все менее подходящим. Зато условия в других местах континента ничуть не испортились, и там динозавры, возможно, спокойно жили и размножались.

Почему же тогда их там нет? Авторы исследования объясняют это, обращаясь к тафономии — науке о законах сохранения окаменелостей, которую основал советский палеонтолог Иван Ефремов, более известный как писатель. По мнению авторов, изменения в геологии американского континента в конце мелового периода просто не дали сохраниться большому количеству окаменелостей. Они приводят такой пример. Западное внутреннее море, которое разделяло континент на две части, в это время отступало на запад. Это ухудшило условия для сохранения останков, потому что обнажившаяся земля подвергается эрозии, из-за которой окаменелости разрушаются, не дожидаясь палеонтологов. Западный же берег моря, наоборот, долгое время оставался стабильным, и в лагунах и эстуариях осадки прекрасно накрывали туши мертвых динозавров, обеспечивая их сохранность. Так и образовались богатые костями динозавров формации вроде Хелл-крик. Таким образом, ухудшился не климат — ухудшились условия для захоронения останков.

Западное внутреннее море в позднем меловом периоде. Scott D. Sampson, Mark A. Loewen, Andrew A. Farke, Eric M. Roberts, Catherine A. Forster, Joshua A. Smith, Alan L. Titus / PLOS ONE

Ученые добавляют, что и в палеогеновом периоде сохранялось достаточно районов с подходящими для динозавров условиями, но катастрофа геологических масштабов резко изменила климат на десятки тысяч лет. Динозавры просто не смогли дотянуть до восстановления нормальной жизни в датском ярусе палеоцена.