Ритуальные убийства детей и животных были приняты во многих древних цивилизациях, хотя в большинстве случаев доказать, что это были именно жертвоприношения, непросто. В Южной Америке массовые захоронения находили неоднократно, но результат раскопок из Перу бьет все рекорды. К северу от города Чан-Чан — столицы древнего государства Чимор — археологи выкопали 140 останков людей и 200 скелетов лам. Захоронение датируют серединой XV века. Судя по расположению тел и травмам на костях, все жертвы погибли практически одновременно. Вероятно, им вырезали сердца.
Когда-то Чан-Чан был крупным процветающим городом и центром доколумбовой культуры чиму. Он находился на побережье Перу, между океаном, полями, горами и пустыней. Сейчас его руины занимают около 14 квадратных километров, но археологи полагают, что город был гораздо больше. Судя по найденным в ходе раскопок перьям и семенам, чиму активно торговали с соседями по другую сторону Анд. Чан-Чан был столицей государства Чимор, расцвет которого пришелся на XI—XV века. В 1470-е годы империя пала под ударом инков.
{{sliderIndex+1}} / 4
В 1969 году на западе города Гуанчако, на километр севернее Чан-Чана, археологи нашли захоронение 17 детей и 20 лам. Останки лежали в простых могилах без каких бы то ни было ритуальных предметов. И только в 2010-х годах, когда археологи смогли получить дополнительное финансирование, они выяснили, что жертв было гораздо больше. Сейчас найдено 140 останков людей (из них 137 детей и трое взрослых) и 200 скелетов лам. Однако исследователи полагают, что масштабы убийства могли быть еще больше, поскольку детально исследовано только поле размером 700 квадратных метров, а по краям оно уже деформировано современными постройками. Практически все останки находятся в одном слое, который авторы датируют 1400—1450 годами нашей эры.
Дети, принесенные в жертву, были разного возраста, от 5 до 14 лет, большинство — от 8 до 12. Среди них были как мальчики, так и девочки. Форма их черепов довольно разнообразна, из чего можно сделать как минимум два вывода. Во-первых, они не были близкими родственниками, иначе черепа были бы похожи. Во-вторых, по той же причине они не были пленными из какого-то враждебного племени. Жили ли жертвы непосредственно в Чан-Чане, неизвестно, потому что скелетов коренного населения города, с которыми их можно было бы сравнить, археологи пока не нашли. Однако авторы статьи рассчитывают, что подробный генеалогический анализ ДНК позволит ответить на этот вопрос.

Кроме того, ученые делают вывод, что все дети были здоровы, поскольку на их скелетах не нашли следов хрупкости костей, дистрофии или врожденных аномалий. В редких случаях можно было заметить кариес или легкое истощение, но в целом нет оснований полагать, что это было массовое умерщвление больных детей.
На то, что это было именно жертвоприношение, указывают характерные особенности захоронения. Скелеты детей принимают три характерные позы: вытянуты на спине, вытянуты с согнутыми ногами или же лежат в позе эмбриона на боку. Иногда поверх них лежат останки лам, большинство из которых коричневого цвета и тоже молодые (по-видимому, их отбирали специально). Как у детей, так и лам отмечены травмы грудины и иногда ребер. Несмотря на то что мягкие ткани не сохранились, это напоминает характерные повреждения при вырезании сердца, которое практиковали, например, другие коренные жители Латинской Америки — инки.
{{sliderIndex+1}} / 2
На многих скелетах детей ученые нашли остатки хлопковой одежды или головных уборов, у некоторых лица были раскрашены в красный цвет, что тоже свидетельствует о ритуальном характере действа. Предметов религиозного культа археологи практически не нашли, за исключением двух керамических сосудов. Один из них практически не поврежден, а второй, судя по всему, разбит на мелкие части умышленно. Сравнив эти сосуды с изображениями, найденными в других городах культуры чиму, археологи предположили, что это сосуды для похожего на пиво слабоалкогольного напитка чича, употребление которой было частью ритуала.
О том, зачем жителям Чан-Чана нужно было такое масштабное жертвоприношение, остается только догадываться. Авторы работы обращают внимание на слой грязи, который сохранился в месте захоронения. Он расположен примерно на том же уровне, что и останки жертв, и на нем отпечаталось множество следов — как взрослых людей в сандалиях, так и босых детей и молодых лам. Судя по этим следам, две крупные группы людей с жертвами подошли к месту ритуального убийства с севера и юга.
Исследователи полагают, что толщина слоя — достаточная, чтобы запечатлеть следы, — свидетельствует о недавно прошедшем дожде или наводнении. Вероятно, его причиной мог стать Эль Ниньо — масштабное атмосферное явление, которое в большой степени влияет на климат Южной Америки. В таком случае крупнейшее в Латинской Америке жертвоприношение, несомненно потребовавшее больших вложений от жителей Чан-Чана, могло быть попыткой умилостивить богов и прекратить наводнение и ливень.