Все новости

Число убитых в самом большом детском жертвоприношении Южной Америки продолжает пополняться

Возможно, таким жестоким образом жители завоеванного инками государства пытались умилостивить богов после природных катаклизмов
Останки детей, найденные на месте крупнейшего в Южной Америке жертвоприношения John Verano
Описание
Останки детей, найденные на месте крупнейшего в Южной Америке жертвоприношения
© John Verano

Ритуальные убийства детей и животных были приняты во многих древних цивилизациях, хотя в большинстве случаев доказать, что это были именно жертвоприношения, непросто. В Южной Америке массовые захоронения находили неоднократно, но результат раскопок из Перу бьет все рекорды. К северу от города Чан-Чан — столицы древнего государства Чимор — археологи выкопали 140 останков людей и 200 скелетов лам. Захоронение датируют серединой XV века. Судя по расположению тел и травмам на костях, все жертвы погибли практически одновременно. Вероятно, им вырезали сердца.

Когда-то Чан-Чан был крупным процветающим городом и центром доколумбовой культуры чиму. Он находился на побережье Перу, между океаном, полями, горами и пустыней. Сейчас его руины занимают около 14 квадратных километров, но археологи полагают, что город был гораздо больше. Судя по найденным в ходе раскопок перьям и семенам, чиму активно торговали с соседями по другую сторону Анд. Чан-Чан был столицей государства Чимор, расцвет которого пришелся на XI—XV века. В 1470-е годы империя пала под ударом инков.

В 1969 году на западе города Гуанчако, на километр севернее Чан-Чана, археологи нашли захоронение 17 детей и 20 лам. Останки лежали в простых могилах без каких бы то ни было ритуальных предметов. И только в 2010-х годах, когда археологи смогли получить дополнительное финансирование, они выяснили, что жертв было гораздо больше. Сейчас найдено 140 останков людей (из них 137 детей и трое взрослых) и 200 скелетов лам. Однако исследователи полагают, что масштабы убийства могли быть еще больше, поскольку детально исследовано только поле размером 700 квадратных метров, а по краям оно уже деформировано современными постройками. Практически все останки находятся в одном слое, который авторы датируют 1400—1450 годами нашей эры.

Дети, принесенные в жертву, были разного возраста, от 5 до 14 лет, большинство — от 8 до 12. Среди них были как мальчики, так и девочки. Форма их черепов довольно разнообразна, из чего можно сделать как минимум два вывода. Во-первых, они не были близкими родственниками, иначе черепа были бы похожи. Во-вторых, по той же причине они не были пленными из какого-то враждебного племени. Жили ли жертвы непосредственно в Чан-Чане, неизвестно, потому что скелетов коренного населения города, с которыми их можно было бы сравнить, археологи пока не нашли. Однако авторы статьи рассчитывают, что подробный генеалогический анализ ДНК позволит ответить на этот вопрос.

Останки детей и лам. Gabriel Prieto et al. / PLOS ONE
Описание
Останки детей и лам. Gabriel Prieto et al. / PLOS ONE

Кроме того, ученые делают вывод, что все дети были здоровы, поскольку на их скелетах не нашли следов хрупкости костей, дистрофии или врожденных аномалий. В редких случаях можно было заметить кариес или легкое истощение, но в целом нет оснований полагать, что это было массовое умерщвление больных детей.

На то, что это было именно жертвоприношение, указывают характерные особенности захоронения. Скелеты детей принимают три характерные позы: вытянуты на спине, вытянуты с согнутыми ногами или же лежат в позе эмбриона на боку. Иногда поверх них лежат останки лам, большинство из которых коричневого цвета и тоже молодые (по-видимому, их отбирали специально). Как у детей, так и лам отмечены травмы грудины и иногда ребер. Несмотря на то что мягкие ткани не сохранились, это напоминает характерные повреждения при вырезании сердца, которое практиковали, например, другие коренные жители Латинской Америки — инки.

На многих скелетах детей ученые нашли остатки хлопковой одежды или головных уборов, у некоторых лица были раскрашены в красный цвет, что тоже свидетельствует о ритуальном характере действа. Предметов религиозного культа археологи практически не нашли, за исключением двух керамических сосудов. Один из них практически не поврежден, а второй, судя по всему, разбит на мелкие части умышленно. Сравнив эти сосуды с изображениями, найденными в других городах культуры чиму, археологи предположили, что это сосуды для похожего на пиво слабоалкогольного напитка чича, употребление которой было частью ритуала.

О том, зачем жителям Чан-Чана нужно было такое масштабное жертвоприношение, остается только догадываться. Авторы работы обращают внимание на слой грязи, который сохранился в месте захоронения. Он расположен примерно на том же уровне, что и останки жертв, и на нем отпечаталось множество следов — как взрослых людей в сандалиях, так и босых детей и молодых лам. Судя по этим следам, две крупные группы людей с жертвами подошли к месту ритуального убийства с севера и юга.

Исследователи полагают, что толщина слоя — достаточная, чтобы запечатлеть следы, — свидетельствует о недавно прошедшем дожде или наводнении. Вероятно, его причиной мог стать Эль Ниньо — масштабное атмосферное явление, которое в большой степени влияет на климат Южной Америки. В таком случае крупнейшее в Латинской Америке жертвоприношение, несомненно потребовавшее больших вложений от жителей Чан-Чана, могло быть попыткой умилостивить богов и прекратить наводнение и ливень.