Мартышкины моляры заполнили пробел в эволюции приматов. Исследование коренных зубов обезьян показало, что те жили в лесу и ели фрукты

Американские и кенийские ученые описали новый вид приматов, живший в Африке 22 миллиона лет назад. Коренные зубы этих обезьян были приспособлены для поедания фруктов, а это значит, что приматы, скорее всего, жили в лесу. При этом у всех современных представителей той же группы зубы приспособлены и для жевания листьев.
Археологи, которые нашли остатки челюсти древней мартышки, во время работы в Кении Proceedings of the National Academy of Sciences USA.
© Proceedings of the National Academy of Sciences USA.

Новый древний вид получил название Alophia metios и пока известен только по нижней челюсти. Ученых заинтересовали моляры, то есть коренные зубы. Анализ челюсти указал, что перед исследователями — останки представителя надсемейства Cercopithecoidea, или мартышковых. Эта группа приматов — сестринская для гоминоидов, к которым среди прочих высших приматов относимся и мы.

Находки древних мартышковых очень фрагментарны — период между 25 и 19 миллионами лет назад очень беден окаменелостями этой группы приматов. Кенийская находка отчасти закрывает эту брешь.

Для всей группы Cercopithecoidea характерны коренные зубы, в которых бугорки соединены между собой гребнями, или лофами. Лофы образуют режущую кромку, которая помогает пережевывать жесткую, волокнистую пищу, например листья. У нового вида есть моляры, но если у современного коренного зуба два лофа, то у нее — только один, да и тот слабо выраженный.

Найденная часть челюсти нового древнего вида Alophia metios. Proceedings of the National Academy of Sciences USA.

Благодаря такой особенности новый вид и получил свое имя, Alophia, то есть «без лофов». Скорее всего, ископаемая протомартышка жила в тропических лесах и питалась фруктами и орехами, разгрызать которые можно и бугорками моляров. Эту версию подтверждают и анализы окаменелой пыльцы, которые показали, что 22 миллиона лет назад в местности, где жила обезьяна, выпадало от 1200 до 1600 мм осадков в год.

Как пишут авторы работы, находка означает, что типичный признак всех мартышковых появился уже после того, как они отделились от человекообразных обезьян. Это произошло около 30 миллионов лет назад. Как пишут ученые, это свидетельствует против версии, согласно которой эволюционные пути мартышковых и наших предков разошлись из-за изменения климата и постепенного исчезновения лесов в Африке.