Все новости

Братский тестостерон обвинили в снижении плодовитости и успеваемости сестер-близнецов. Вероятнее всего, он действовал на зародыши через материнскую кровь

После распространения вспомогательных репродуктивных технологий близнецы стали рождаться чаще, чем раньше. Поэтому становится актуальным вопрос: влияют ли зародыши друг на друга в утробе матери? В частности, изменяется ли гормональный фон и дальнейшая жизнь девочки под действием ее брата-близнеца? Статистика из почти 14 тысяч норвежских близнецов показывает: такие девочки реже получают высшее образование и выходят замуж, а также рожают меньше детей и меньше зарабатывают.

Известно, что лишний тестостерон в ходе эмбрионального развития влияет на последующую жизнь зародыша. Например, девочки с аномалиями надпочечников, которые производят избыточные андрогены, чаще своих сверстниц демонстрируют «мужское поведение» и повышенную агрессию. Мужские гормоны могут поступать в организм и снаружи: например, если у девочки есть брат-близнец, то она может получить их через общие зародышевые оболочки или через кровь от матери.

Предыдущие исследования показали, что девочки, родившиеся в разнополой паре близнецов, чаще ведут себя асоциально и рискованно и проявляют другие черты характера, более характерные для мальчиков. А вот данные об их последующей плодовитости и социоэкономическом статусе довольно разнородны и не однозначны.

Исследователи из Норвегии и США обработали информацию о норвежских детях, которые появились на свет в 1967–1978 годах. Из 728 842 детей исследователи отобрали 13 717 близнецов, не умерших на первом году жизни, без пороков развития и с подробной биографией. Среди них нашлись 1 378 человек, чей близнец умер в течение первого года жизни. Эта группа служила некоторого рода контрольной, чтобы отделить влияние внутриутробного тестостерона от эффекта последующего воспитания (например, девочку, которая родилась вместе с мальчиком, могли воспитывать так же, как и брата). Кроме того, исследователи постарались внести в свою модель другие факторы, которые могли повлиять на жизнь ребенка: год рождения, возраст матери и вес в момент рождения.

Читайте также: Какая разница. Почему ученым так интересны близнецы.

Итоги подсчетов оказались следующими: для девочек из разнополых пар близнецов вероятность не получить высшее образование оказалась на 15% ниже, чем для девочек из однополых пар. Также они на 3,9% чаще бросали колледж, на 11,7% реже выходили замуж к 32 годам и рожали на 5,8% меньше детей. Наконец, они на 3,2% чаще оставались без работы и на 8,6% меньше зарабатывали. Все эти значения не существенно отличались в группе девочек, чей близнец умер вскоре после рождения. Это позволяет возложить вину за изменения в их жизни не на воспитание, а на пренатальный тестостерон, — несмотря на то, что у исследователей не было данных о его концентрации в крови. Что характерно, жизнь мальчиков из разнополых пар близнецов никак не отличалась от их сверстников, то есть этот эффект сработал только в одном направлении.

Авторы работы отдельно отмечают — и в тексте статьи, и в разговоре с пресс-службой Северо-Западного университета (Эванстон, Иллинойс, США), — что не считают влияние мальчиков на их сестер-близнецов «позитивными» или «негативными». Возможно, пишут они, девочки из разнополых пар оказались успешнее в других областях, о которых ученые просто не знают.

Тем не менее, исследователи считают, что оценить последствия пренатального влияния тестостерона важно, поскольку количество близнецов по всему миру неуклонно растет. В Норвегии, например, количество разнополых пар выросло вдвое с 1971 года (0,3%) до 2010 (0,6%). Похожие данные они приводят и по США — с 0,6% до 1,1%. Это связывают с распространением вспомогательных репродуктивных технологий, так как при их использовании женщине часто подсаживают пару эмбрионов, чтобы повысить ее шансы забеременеть. Однако исследователи не собираются предостерегать родителей от ЭКО: по их словам, зависимость видна лишь на уровне популяции, а в каждом конкретном случае шансы не так велики.

 Полина Лосева