Биологи изучали, как паразит габробракон (Habrobracon hebetor) действует на большую восковую моль (Galleria mellonella). Личинки (гусеницы) этой бабочки повреждают пчелиные улья, поедая воск и часто заставляя пчел покидать улья и гибнуть. Габробракон — естественный паразитоид, поражающий эту моль парализующим ядом и затем откладывающий в нее свои яйца. Из яиц выходят личинки, которые развиваются, питаясь тканями моли-жертвы.
Авторы исследования проанализировали, как меняется совокупность обитающих в кишечнике микроорганизмов (микробиота) после того, как гусеницу моли парализует яд взрослого габробракона. Оказалось, что у гусеницы перестают сокращаться стенки кишечника. Из-за этого доминирующей группой бактерий кишечника становятся не грамположительные энтерококки, безопасные для живой гусеницы, а бактерии других групп, грамотрицательные. Они начинают разлагать ткани моли, и после попадания таких бактерий за пределы кишечника та буквально гниет заживо. В итоге личинки габробракона рискуют не развиться: у них просто не будет еды, чтобы закончить взросление до следующей стадии.

Однако на практике в большинстве случаев у парализованной огневки все еще работает иммунитет. Он поднимает уровень антимикробных пептидов, и те не дают грамотрицательным бактериям слишком быстро попадать в гемолимфу, и огневка не гниет. Ей самой это пользы принести не может — она обречена в любом случае. Однако личинки габробракона вполне успевают закончить свое развитие.
Читайте также: Полезные паразиты в норе под корой: «Чердак» поговорил с ученым, который ищет клещей, которые помогли бы сибирской тайге
Интересно, что, усиливая устойчивость к бактериям кишечника, иммунитет огневки в то же самое время снижает способность сопротивляться грибковым инфекциям. Эксперименты в лаборатории показали, что после паралича огневка не может эффективно сопротивляться патогенным грибкам, когда ученые намеренно инфицировали ими внешние покровы моли. По всей видимости, усиление работы одного компонента иммунитета сопровождается ослаблением других его компонентов.
Новые данные можно использовать не только при борьбе с вредителями ульев, но и для того, чтобы изучать реакции иммунитета других насекомых-вредителей. Сейчас авторы работы планируют провести сходное исследование на колорадском жуке.
Иван Ортега