На Балканах впервые нашли фигуративную наскальную живопись. Ученые распознали на стенах пещеры бизона, горного козла и две человекоподобные фигуры

Археологи описали наскальные изображения времен позднего палеолита, сделанные на стенах хорватской пещеры. Это первое свидетельство фигуративной, то есть отражающей реальные объекты, живописи на Балканском полуострове.
Фрагменты фигуративной живописи из Ромуальдовой пещеры (Хорватия) Ольга Скворцова / Chrdk. / Aitor Ruiz-Redondo
Фрагменты фигуративной живописи из Ромуальдовой пещеры (Хорватия)
© Ольга Скворцова / Chrdk. / Aitor Ruiz-Redondo

В Западной Европе фигуративное искусство появилось еще в палеолите. Яркие образцы такой живописи сохранились в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании. Однако в Южной Европе ученые не находили примеров фигуративного искусства этого периода. Нечто очень отдаленно похожее есть в пещере Бадань в Боснии и Герцоговине, где сохранились выбитые на камне изображения. Но они представляют собой скорее хаотичные линии, и силуэт лошади в них можно опознать с большим трудом.

Изображение истыканной стрелами лошади из пещеры Бадань (Босния и Герцеговина). Угадать здесь лошадь и впрямь сложно

Однако теперь стало известно о том, что образцы такой живописи есть в Ромуальдовой пещере, которая располагается на полуострове Истрия в Хорватии. Это самая глубокая пещера в стране: в длину она достигает 110 метров, в ширину и высоту — 5 метров. Раскопки в этой пещере ведутся с конца XIX века, но наскальную живопись нашли лишь в 2010 году. Их заметил директор местного археологического музея.

В 2017 году международная команда археологов изучила их более детально. Они тщательно рассмотрели изображения с помощью микроскопа, сфотографировали их, провели радиоуглеродное датирование образцов краски и провели раскопки пола пещеры под этими рисунками.

Изображение бизона на стене Ромуальдовой пещеры
Изображение бизона на стене Ромуальдовой пещеры

Датирование показало, что изображениям примерно 17 тысяч лет и они относятся к раннему верхнему палеолиту. Впрочем, другие свидетельства дают иную датировку: люди селились здесь в районе 34—31,5 тысячи лет назад, а стиль изображений указывает на время создания в интервале от 39 до 26 тысяч лет назад.

Сами рисунки сохранились плохо, так как были нанесены на слой кальцита, который частично осыпался со стен. К тому же в пещере после ее обнаружения побывало много туристов, которые частично отковыряли, частично закрасили изображения. Тем не менее ученые смогли распознать отдельные точки, линии и мазки, а также две зооморфные фигуры, бизона и горного козла, и две фигуры, похожие на человеческие. Все это указывает на то, что эти образцы представляют собой фигуративное искусство.

Изображение горного козла (слева) и двух человекоподобных фигур (справа) на стенах Ромуальдовой пещеры

Рядом археологи нашли специально сломанные натечные образования наподобие сталактитов (спелеотермы). Ученые решили, что это признаки религиозного поведения.

В полу пещеры они обнаружили многочисленные фрагменты керамики бронзового века, слой глины, возможно намытый наводнениями, а под ним артефакты эпохи палеолита: кусочки охры, несколько угольков и каменное лезвие. Но, конечно, это не означает, что все находки принадлежали палеолитическим художникам.

Теперь ученым предстоит выяснить, есть ли связь между палеолитическим искусством Западной и Южной Европы, или оно возникло в двух регионах независимо.