Вулканическая ртуть показала, что пермская жизнь задохнулась. А если бы Великое вымирание было вызвано чем-то другим, то оно проходило бы намного быстрее

Ученые из Китая и США исследовали содержание ртути в образцах из пермских пород по всему миру и получили новые доказательства причастности вулканической активности к Великому вымиранию на рубеже пермского и триасового периодов. Кроме того, датировка ртутных отложений свидетельствует в пользу того, что главным виновником вымирания следует считать именно падение содержания кислорода в атмосфере, а не экстремальное потепление или увеличение доли углекислого газа.
Трещинное извержение в Исландии, 2014 год peterhartree / wikimedia commons / CC BY-SA 20
Трещинное извержение в Исландии, 2014 год
© peterhartree / wikimedia commons / CC BY-SA 20

Пермско-триасовое вымирание произошло около 252 миллионов лет назад и привело к гибели 95% морских и 70% наземных видов. Самая вероятная причина вымирания — излияния магмы в Сибирской трапповой провинции. При этом не образовывались обычные, конусовидные вулканы — лава просто истекала из трещин в земле. Следы трещинных извержений в Сибири сегодня можно увидеть на примере плато Путорана — оно появилось именно на их месте.

Плато Путорана, покрытое снегом. Снимок из космоса. NASA
Плато Путорана, покрытое снегом. Снимок из космоса. NASA

Извержения привели к выбросу CO2 и сероводорода, а эти газы, в свою очередь, разогрели атмосферу и стали причиной закисления воды и падения содержания кислорода в океане. Раньше химических свидетельств извержений было мало, но авторы статьи, опубликованной в журнале Nature Communications, нашли и описали следы пермского вулканизма.

Вулканизм можно отследить по содержанию ртути, которая выбрасывается из недр Земли вместе с лавой. Сейчас большое количество ртути поступает в атмосферу при сжигании угля, но в пермском периоде, конечно, уголь никто не жег. Поэтому если в древнем грунте много ртути, значит тут поработали вулканы. Содержание ртути и смотрели ученые в породах на границе между пермским и триасовым периодами.

Смотрите также: Пермские кости в Кировской области. Фоторепортаж «Чердака» из города Котельнича и с раскопок на Котельничском палеонтологическом местонахождении

Образцы грунта для анализов исследователи взяли из десяти мест, которые в пермском периоде находились под водой. При этом некоторые из них были на мелководье (в пределах 100 метров под поверхностью), другие — на средней глубине (100—200 метров), а третьи — глубоко на дне (2000 метров и больше). Оказалось, что содержание ртути в них очень отличается — больше всего ртути было на средней глубине. Обычно в этом слое находится термоклин — граница между теплой и холодной водой в море. В наше время максимум содержания ртути в океане также обнаруживается именно в этом слое воды из-за деятельности живых организмов, которые накапливают ее в своих тканях.

Другое наблюдение связано с временем, к которому относится накопление ртути. Выяснилось, что слой, в котором пик содержания находится на дне, проходит в породе на 30—50 сантиметров ниже, чем аналогичный слой из «мелководного» образца. Это значит, что между образованием этих слоев прошло от 50 до 100 тысяч лет. Выше мелководного слоя в грунте не встречаются окаменелости видов, исчезнувших во время Великого вымирания, то есть они отмечают его финал.

Все вместе это дало ученым такую картину: после начала излияния лавы и выброса ртути в будущей Сибири прошло до 100 000 лет, прежде чем гибель флоры и фауны достигла своего пика. Вулканическая ртуть была включена в оборот живого вещества в морях, потому и накапливалась в зоне термоклина, как это происходит сейчас. Тем временем накапливался эффект от вулканической активности, упомянутый вначале, — потепление, закисление воды и уменьшение в ней содержания кислорода. Авторы считают, что главным виновником массовой гибели был последний фактор, растянутый во времени. Если бы к вымиранию привел экстремальный рост температуры или содержания CO2, вымирание заняло бы гораздо меньше времени.