Погибший 100 миллионов лет назад жук рассказал о древнем симбиозе. Древнее насекомое из подсемейства жуков-клоунов существовало в тесном симбиозе с муравьями

Команда ученых из США, Китая и Австралии изучила окаменевшее в янтаре насекомое, застрявшее в смоле и погибшее около 100 миллионов лет назад. Жук оказался представителем подсемейства жуков-клоунов (Haeteriinae), которые не могут существовать без своих хозяев — муравьев.

Найденный на территории Юго-Восточной Азии ископаемый жук, получивший название Promyrmister kistneri, внешне похож на современных представителей подсемейства. Он также обладал мощным телом, крепкими конечностями и хорошо защищенной головой. Все эти приспособления, а также способность выделять успокаивающие и привлекательные для муравьев соединения   помогают жукам-клоунам приспосабливаться к жизни в муравьиных колониях, вне которых они не могут выжить. Живя же рядом с муравьями, жуки имеют стабильный источник питания и даже защиту от насекомых-хищников.

Сходство древнего жука с современными «родственниками» позволило исследователям предположить, что этот вид симбиоза появился уже в те далекие времена: они отмечают, что существование муравьев в этот период уже было доказано ранее. И, по-видимому, это очень устойчивый во времени тип паразитических отношений. При этом виды муравьев, относящиеся к периоду 100 млн лет назад, давно вымерли. И то, что жуки-клоуны связаны и с современными муравьями симбиотическими отношениями, означает, что в какой-то момент они сумели найти себе новых хозяев и, возможно, даже делали это не единожды.

Евгения Береснева