Окрестности первой сфотографированной черной дыры изучили при помощи инфракрасного телескопа. Несмотря на меньшее разрешение, новые снимки полезны для изучения джетов черной дыры

Астрономы опубликовали новые снимки ядра галактики M87 в видимом и инфракрасном диапазонах. Ранее именно в этой области при помощи радиотелескопов проекта Event Horizon Telescope ученые впервые получили изображение горизонта событий черной дыры.
Изображение окрестностей черной дыры в ядре М87 NASA/JPL-Caltech/IPAC/Event Horizon Telescope Collaboration
Изображение окрестностей черной дыры в ядре М87
© NASA/JPL-Caltech/IPAC/Event Horizon Telescope Collaboration

10 апреля 2019 года исследователи из международной группы Event Horizon Telescope представили первое в истории изображение горизонта событий сверхмассивной черной дыры в галактике Дева А, М87. Используя сеть радиотелескопов в разных точках земного шара, астрономы смогли восстановить облик черной дыры. Изображение стало очередным подтверждением как общей теории относительности в целом, так и существования черных дыр в частности.

В новой публикации NASA представило снимки той же области — ядра М87 — в инфракрасном диапазоне, которые сделал космический телескоп «Спитцер». Зарегистрированное им излучение с длиной волны 3,6 и 4,5 микрометра на снимках передано голубым и зеленым цветом (как правило, оно приходит от звезд). Инфракрасное излучение с длиной волны 8 микрометров, которое испускают в первую очередь газопылевые облака, показано красным. В этой области на снимке видны результаты взаимодействия джетов с межзвездной средой.

Снимок ядра М87, который сделал телескоп «Спитцер»
Снимок ядра М87, который сделал телескоп «Спитцер»

Джеты представляют собой струи раскаленного вещества, выбрасываемые черной дырой вдоль оси вращения. Их температура настолько велика, что для «Спитцера» джет оказывается невидимым. Дело в том, что чем выше температура, тем сильнее максимум излучения сдвигается в сторону высоких энергий — видимого света, ультрафиолетового и рентгеновского излучения, но инфракрасные сенсоры «Спитцера» ничего этого видеть не могут. Однако когда выброшенная плазма сталкивается с межзвездной средой, то последняя уплотняется и формирует облака, которые хорошо видны в инфракрасном диапазоне.