В Якутии нашли самую северную пресноводную черепаху мезозоя. Находка помогла узнать о климате раннего мелового периода в том месте, где теперь находится Республика Саха

Палеонтологи нашли в якутской тайге окаменелости возрастом около 130 миллионов лет, принадлежащие черепахам и рептилиям, похожим на крокодилов. Ученые считают, что эти черепахи были слишком примитивны для своего времени, а рептилии отлично переносили холод. Это значит, что в умеренном климате доисторической Якутии выживали реликтовые для своего времени виды.

По словам одного из ученых, доцента кафедры зоологии позвоночных СПбГУ Павла Скучаса, окаменелости нашли в самом северном местонахождении в Сибири — Тээтэ. Оно находится в Сунтарском улусе (районе) Якутии, в бассейне реки Вилюй. Тээтэ — это название небольшого ручья, на котором в 1960-х годах нашли остатки динозавров. Местонахождение находится довольно далеко от цивилизации. Как пишет в своей книге «Динозавры и другие ископаемые Якутии» организатор экспедиции, палеонтолог Петр Колосов, чтобы добраться до раскопок от ближайшего села, нужно ехать три дня верхом около 100 километров по тайге.

Сейчас на местонахождении работают палеонтологи из СПбГУ, Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН и Боннского университета (Германия). В 2017—2018 годах ученые нашли там останки черепах, которые жили на территории нынешней Якутии примерно 130 миллионов лет назад.

Читайте также: Мамонту некуда возвращаться. Палеонтолог Евгений Мащенко — о мамонтах и перспективах их воссоздания

Ученые обнаружили отдельные фрагменты скелетов, которые, вероятно, принадлежали нескольким разным особям, видовую принадлежность которых пока нельзя определить. По словам Скучаса, находки представляют собой кость основания черепа, несколько фрагментов костей панциря и одну плечевую кость.

Ученые исследовали окаменелости с помощью томографа и создали 3D-модель останков. Строение кости черепа показало, что ее обладатель был очень похож на ископаемую пресноводную черепаху рода Heckerochelys с неразвитым панцирем, описанную по находками из Подмосковья и жившую в середине юрского периода.

Как сказал Скучас, это означает, что найденная в Якутии черепаха была очень примитивной, сохранившей черты земноводных, которые жили примерно за 30 миллионов лет до нее. Строение кости панциря черепахи показало, что она была пресноводной — так же, как и у современных черепах, ее панцирь был легким и содержал много пустот. Это самая северная находка пресноводной черепахи из мезозоя на данный момент.

3D-модель кости основания черепа древней пресноводной черепахи, найденной в Якутии. Павел Скучас / СПбГУ

Кроме черепахи ученые нашли в Тээтэ окаменелости древней рептилии, представителя отряда Choristodera. Хотя эта группа животных и была похожа на крокодилов, но родственниками им не приходилась, только если очень дальними. Хористодеры, напротив, конкурировали с крокодилами. Одна из их способностей очень помогала хористодерам в соперничестве — они хорошо переносили холод и выигрывали у крокодилов там, где климат был слишком суров для последних.

Та часть материка, где сейчас течет Вилюй, в меловом периоде находилась ближе к Северному полюсу, чем сейчас, возможно, за полярным кругом. Известно, что в меловом периоде было значительно теплее, чем сейчас, — тогда не было полярных шапок и ледяных щитов Гренландии и Антарктиды. Тем не менее точно сказать, кто и в каких условиях жил в приполярных широтах нижнего мела, пока трудно. Благодаря находкам ученых в Якутии, стало понятно, что там было не слишком жарко (иначе вместо хористодер там жили бы более теплолюбивые крокодилы) и не слишком холодно (тогда в местонахождении не могло бы быть черепах). Поэтому, делают вывод ученые, климат в Заполярье 130 миллионов лет назад был весьма умеренным.